ЗАЧЕМ НУЖНО «ИГО» И КОМУ МЕШАЕТ ИСТОРИЯ ТАТАР?


Лето 2019 заканчивается новой компанией по переписыванию историю: попытками реабилитировать и возвеличить одиозных тиранов далёкого прошлого, возвысить  спорные  исторические события, а с другой стороны запретить,  ограничить информацию по неудобным фактам ,истории России, особенно касающиеся угнетения народов империи и национально-освободительной борьбы.
То в одном городе, то в другом пытаются установить памятники Ивану Грозному, которому не ставили памятники даже в имперской России до революции 1917 года, помня совершённых им и его людьми  злодеяниях…
В Госдуму внесён законопроект о внесении в перечень общероссийских праздников и памятных дат  дня окончания «стояния на Урге» в 1480 году, как «дня освобождения российского государства от ордынского ига». Тут само историческое событие является чисто символическим, а на первый план выходит его внутреннее идейное содержание. Принятие законопроекта в перспективе способно обострить противоречия и скрытую неприязнь между народами РФ, и не совместимо с принципами многонационального федеративного государства.
В Верховном суде Татарстана будет рассматриваться иск о признании экстремистской книги Вахита Имамова «Запретная история татар», вышедшей ещё более 25 лет назад, книги о национально-освободительной борьбе татар и других народов Поволжья 16-18 веков.
И это лишь часть фактов, с одной стороны возвеличивания имперского прошлого, с другой -  попыток ограничить  народы России в выражении собственных взглядов на свою историю.
Эта компания является естественным продолжением активного возрождения и продвижения имперской идеологии в России в последние годы.  Один из главных  её принципов – оценивать исторические факты и личности в основном  с точки зрения неких мнимых интересов государства, его укрепления и централизации, а не с точки зрения нравственных норм, интересов народов и большинства людей.  Государство - как высшая ценность; расширение государства (а не его внутренне развитие и улучшение жизни народа) – как главная заслуга исторических фигур.
Официальная история признает только один единственный корень российского государства, с центром в Москве, не желает признавать существование в пршлом развитых государств у других народо России, кроме русского, не признаёт колониальную, захватническую суть Российской империи.
Зачем акцентируют  внимание на «иге?  В официальной трактовке истории России, которая отражается в учебниках и большинстве исторических книг, – зависимость русских княжеств от Золотой Орды, называемая «монголо-татарское иго» («татарское иго», «ордынское иго»), – считается  самой «тёмной»  страницей истории страны, причиной задержки её развития и многовековой социально-экономической отсталости от Европы, деспотизма, рабской психологии народа...
Многие факты говорят о другом – разгар «ига» -период наиболее  быстрого развития русских земель (особенно ближайших к Москве), а к концу «ига» Московское государство стало одним из крупнейших и сильнейших в Европе. Крепостное рабство сформировалось лишь примерно через полтора века после «ига». Разгар «ига» - с конца 13 – до последней четверти 14 века – был одним из самых мирных периодов в русской истории.  Созданный трудами многих историков и писателей альтернативный «евразийский» взгляд на историю отношению Руси с Золотой Ордой  считает  взаимовыгодным союзом.
Интересный факт: Законопроект о памятной дате в честь окончания «монголо-татарского ига»  внесён депутатом из Калужской области и активно поддерживается его губернатором.  Изучил список исторических городов Калужской области (по версии 2002 г).  Оказалось, что: 8 из 10 исторических городов, или 9 из 22 всех городов области основаны в период «монголо-татарского нашествия» и «ига»! В Московской области в период ига основаны  10 из 22 исторических городов.
После распада Советского Союза, когда Россия на десятилетие стала реальной федерацией, а роль Татарстана в ней многократно возросла, оценки «монголо-татарского ига» были значительно смягчены, государство стало активно поддерживать «евразийский» подход к истории, из многих учебников понятие «иго» исчезло.
Так зачем же сейчас понадобилось  не только усиливать внимание к «игу», но и впервые в истории установить для этого отдельный праздник?
В чём же значение ига для русской истории?
Казалось бы, отказ от понятия «монголо-татарское иго» в интересах русских. Традиционные представление об «иге» - что предки русских в течении почти трёх веков находились под властью диких жестоких кочевников, сносили унижения, грабёж и насилие – унизительны в первую очередь для самих русских. Почему же тогда наоборот акцентировать внимание на «иге», вместо отказа от него.
Здесь интересы русских как нации вступают в противоречие с интересами государства, а точнее государственной идеологии. Отказ от понятия ига подорвёт основы имперской идеологии… Что тогда, кто окажется виноватым во всех бедах которые приписывают «монголо-татарам», как объяснить что построение огромного русского государства, лишь ухудшило положение русских?
Понятие «иго» прикрывает реальные причины многовековой социально-экономической отсталости России -  бесконечные войны для завоевания и удержания новых территории, разрушительное действие централизации русских земель (особенно при Иване Грозном), крайнюю неэффективность государства из-за отсутствия самоуправления огромных территорий и др.
Почему же под протекторатом ордынских ханов Русь развивалась, а став громадной Российской империей была вынуждена постоянно пытаться догнать Европу, ценой огромного напряжения, рабского труда людей и огромных жертв? Это достаточно легко объяснить.
Выплачивая сравнительно небольшую по нынешним меркам дань ( федеральные налоги по-современному) русские княжества могли все оставшиеся средства тратить на развитие своих городов и деревень, а не на войны, содержание царя и вельмож, освоение завоеванных территорий…
Одни из основных идей государственной идеологии, которые из имперской эпохи перешли  советскую, а затем и в постсоветскую – стремление обосновать жизненную  необходимости централизации и концентрации власти; сакрализация верховной власти и роли столицы. В результате мы имеем одну из самых централизованных и самых неэффективных государств мира... 
Кому мешает история татар? Самым вопиющим, возмутительным фактом неприкрытой  компании за ограничение истории татарского народа, является попытка запрета книги Вахита Имамова «Запрятанная история татар», иск о признании которой экстремистской, будет рассматривать Верховный суд РТ в ближайшие дни.  Хотя иск подан от имени частного лица, цепочка событий последних недель не оставляет сомнений, что это скоординированная акция…  Это одна из первых в постсоветский период  исторических книг, которую пытаются запретить, грубо нарушая право народов иметь собственный взгляд на исторические события.
Книга рассказывает о национально-освободительной борьбе татар и других народов  Поволжья и Урала . Татары , башкиры, марийцы и другие народы в разные периоды  с середины 16 до почти конца 18 века  вели жестокую войну против русских царей - за восстановление независимости от Москвы, против национального гнёта, захвата и колонизации земель, насильственного крещения, непосильных налогов, поборов, тяжелейшего принудительного труда в пользу государства.  За это время произошли около десятка крупных и множество небольших восстаний и бунтов. В этой войне погибли сотни тысяч людей, войсками были сожжены тысячи деревень. 
Она закончилась лишь когда после Пугачёвского восстания,  большую часть участников которого составляли коренные народы Поволжья и Урала, когда имперская власть окончательно поняла что замирить народы Поволжья можно дав им минимальные права жить на своей земле по своим традициям, сохранять свою веру. Эту истину похоже многие не понимают даже в 21 веке. Национально освободительная борьба ослабла и приостановилась  после провозглашение свободы вероисповедания, ограниченной национально-религиозной автономии мусульман, перевод башкир,  части других народов в военное сословие, прекращения насильственных захватов земель, отмены многих ограничений по национальному признаку.
Попытки представить книгу, жесткую оценку исторических событий как возбуждение ненависти против русских являются ложью. Борьба за свободу против Российской империи, несмотря на крайнюю жестокость подавления многих восстаний, ненависть к колонизаторам,  для  народов Поволжья не стала в полной мере войной с русскими, т.к. большинство русских  сами были в положении рабов в этой империи. И народы Поволжья много раз  объединялись с казаками, русскими крестьянами и рабочими в борьбе за свободу и против произвола имперской власти. Все должны это знать со школьных лет.
Даже Карамзин старался правдиво описывать жестокие факты российской истории.  А самым известным и уважаемым татарами автором по истории Казанского ханства является русский историк и этнограф Михаил Худяков. Из-за симпатии к татарам и другим поволжским народам В 20-30-х годах он обвинялся в тюркском национализме, и в период репрессий был расстрелян.
Несомненно, действия по запрету и переписыванию истории выражают позицию правящей в России политической группировки - неприятие альтернативных взглядов, любых форм национально-освободительного движения, оправдание любых завоеваний и политики тиранов…  Их возможная реализация приведёт к дальнейшей деградации политической системы России, сужению её политической и идеологической базы, ужесточению режима.  Эти казалось бы далёкие от повседневности акты покушаются на фундаментальные ценности без которых невозможно развитие государства - демократию, федерализм, соблюдение гражданских прав и прав народов. И это коснётся не только татар и других коренных народов , но и всех граждан страны.
Наил Гыйлман.
Август 2019 г.