В середине мая в СМИ появилось обращение к Президенту РФ,
премьер-министру РФ и некоторым других должностным лицам, представителей ряда
русских, православных и других организаций Татарстана, Башкортостана, Бурятии,
Коми, а также отдельных лиц, под названием «Спасите русский язык и
межнациональное согласие в национальных республиках России».
В нём утверждается, что русский язык в школах национальных республик находится
в бедственном положении, изучается лишь на базовом уровне, из-за изучения
национальных языков республик, и что это угрожает межнациональным отношениям и
единству страны.
В качестве примера ущемления русского языка, как уже было многократно в
подобных документах, приводится Татарстан.
Обвинения в дискриминации русского языка в школах Татарстана циркулируют в
статьях и подобных обращениях уже несколько лет. Их авторы заявляют, что в
Татарстане, объем изучения русского языка намного меньше, чем в других регионах
России, и школьники республики имеют очень низкий уровень знаний по
предмету. В публикациях до 2014 года чаще всего утверждалось, что
учащиеся школ Татарстана получают 700 часов русского языка за всё время
обучения, а в других регионах - 1200 учебных часов.
В прошлый год приводились иные цифры, из которых следовало, что в Татарстане
русский язык изучается в объёме менее 65% от уровня других регионов. В данном
обращении сравнивается лишь количество уроков русского языка и литературы в
третьем классе двух отдельно взятых школ – в Татарстане и в Самарской области и
из них также следует примерно такое же соотношение.
К сожалению, в Татарстане на должностные лица, ни журналисты не занимается
детальным опровержением подобных заявлений.
Что же в действительности? Объём
преподавания русского языка могут сильно различаться даже в соседних школах, в зависимости
выбранного ими варианта учебного плана и использования дополнительных учебных
часов распределяемых самой школой.
Чтобы выяснить, сколько приблизительно уделяется на изучение русского
языка в республике и в других регионах России я провёл небольшое исследование,
просмотрев и проанализировав расписания и учебные планы случайно выбранных 10
школ Казани (на портале «Электронное образование в республике
Татарстан»), и 10 школ Москвы, размещённые на их сайтах. Среди них половина
обычные средние школы, по 2-3 гимназии, татарско-русские школы (в Казани) и
школы с углублённым изучением иностранных языков( в Москве).
Путём несложных вычислений – количество уроков русского языка в неделю в каждой
параллели умножив на число учебных недель – 35 (в 1-классе -33, в 9,11 – 34), и
сложив полученные значения за 11 классов, получаем примерный объём изучения
русского языка в Татарстане и в Москве. Исследование проводилось мной в первом
полугодии 2014/2015 учебного года.
В результате подсчётов получилось, что при сохранении действующего учебного
плана, за время обучения школьники получат в Татарстане (в Казани) от 1110 до
1668 уроков (учебных часов) русского языка. Просмотрев расписания ряда школ в
других городах и районах республики, убедился, что объём русского языка в них
изменяется примерно в таком же диапазоне, как в Казани. В Москве школьники за
весь период обучения получат от 1317 до 1595 уроков русского языка. Абсолютным
лидером среди школ Москвы и Казани стала гимназия №125 Казани – 1668 учебных
часов русского языка за 11 лет.
Ниже приведены диаграммы среднего объёма изучения русского языка за 11 лет
обучения по школам Казани и Москвы.
Обвинения в дискриминации русского языка в школах Татарстана циркулируют в статьях и подобных обращениях уже несколько лет. Их авторы заявляют, что в Татарстане, объем изучения русского языка намного меньше, чем в других регионах России, и школьники республики имеют очень низкий уровень знаний по предмету. В публикациях до 2014 года чаще всего утверждалось, что учащиеся школ Татарстана получают 700 часов русского языка за всё время обучения, а в других регионах - 1200 учебных часов.
В прошлый год приводились иные цифры, из которых следовало, что в Татарстане русский язык изучается в объёме менее 65% от уровня других регионов. В данном обращении сравнивается лишь количество уроков русского языка и литературы в третьем классе двух отдельно взятых школ – в Татарстане и в Самарской области и из них также следует примерно такое же соотношение.
К сожалению, в Татарстане на должностные лица, ни журналисты не занимается детальным опровержением подобных заявлений.
Что же в действительности? Объём преподавания русского языка могут сильно различаться даже в соседних школах, в зависимости выбранного ими варианта учебного плана и использования дополнительных учебных часов распределяемых самой школой.
Чтобы выяснить, сколько приблизительно уделяется на изучение русского языка в республике и в других регионах России я провёл небольшое исследование, просмотрев и проанализировав расписания и учебные планы случайно выбранных 10 школ Казани (на портале «Электронное образование в республике Татарстан»), и 10 школ Москвы, размещённые на их сайтах. Среди них половина обычные средние школы, по 2-3 гимназии, татарско-русские школы (в Казани) и школы с углублённым изучением иностранных языков( в Москве).
Ниже приведены диаграммы среднего объёма изучения русского языка за 11 лет обучения по школам Казани и Москвы.
В среднем по 10 школам Москвы получилось 1467 часов, по 10 школам Казани 1330 часов русского языка проучатся школьники с 1 по 11 класс.
В Татарстане русский язык изучается школьниками примерно в таком же объёме, как в школах с углублённым изучением иностранных языков в Москве. ( в трёх школах – от 1317 до 1386 часов русского языка). На основе этих данных, можно сделать вывод:
В среднем количество часов (уроков) отведённых на изучение русского языка за всё время обучения, в школах Татарстана, составляет около 90%, от среднего количества часов в школах Москвы.
Минимальный объём изучения русского языка в Казани - составляет около 75%, максимальный около 115% от среднего по Москве.
Оказалось , что объём изучения русского языка меньше не только в школах национальных республик, но и в элитных школах с углублённым изучением иностранных языков.
Объём преподавания русского языка, может изменяться в широком диапазоне, в основном за счёт компонента образовательного учреждения - учебных часов распределяемых администрацией школы между предметами.Кроме того, был отдельно рассчитан объём изучения русского языка в 8-11 классах. В результате по школам Казани он оказался выше чем в Москве примерно на 5%.
Русский язык в 8-11 классах школ
Татарстана изучается примерно в том же объёме или даже чуть-чуть больше, чем в
Москве, и в других регионах РФ. Поэтому нет ничего удивительного в следующем
факте:
Результаты ЕГЭ по русскому языку в Татарстане чуть выше среднероссийских
значений. Так в 2012 году средний балл по республике был 62,4 против 61,07 по
РФ ; в 2013 году 64,3 - в Татарстане против 63,4 в РФ в целом.
Несмотря на критическое отношение к ЕГЭ в обществе,
его результаты являются сейчас основным критерием оценки знаний, полученных
учащимися, и качества обучения в школе.Объективность результатов ЕГЭ по
Татарстану часто пытаются опровергнуть итогами «Тотального диктанта» по
русскому языку. Но итоги «тотального диктанта», в котором обычно участвовали по
несколько сот добровольных участников во многих регионах РФ, одинаково
неудовлетворительны, как по Татарстану, так и в целом по России.
Никаких фактов,
свидетельствующих о низком уровне обучения русскому языку в школах
Татарстана, нет. А
конфликты вокруг изучения татарского языка, в основном возникают из-за
пренебрежения и неуважения к татарскому языку.
Ложью является и утверждение авторов обращения, о
том, что в Татарстане школьники изучают татарский язык 5-6 часов в неделю в
течении 11 лет. Объём преподавания татарского языка нигде, даже в школах с
частичным обучением на татарском языке не превышает объём русского, составляя
1000-1100 часов за 11 лет обучения.
Изучении любого нового языка, помогают человеку
осваивать другие с большей легкостью, а также улучшает знание родного
языка. При изучении национальных языков школьники знакомятся с культурой и
историей народов - его носителей. Это, несомненно, способствует лучшему
взаимопониманию между народами. Авторы же обращения пытаются утверждать
обратное, что изучение татарского языка в Татарстане всеми учащимися угрожает
межнациональному согласию.
Краткие итоги: Утверждения о том, что в Татарстане низкий объём и уровень изучения русского языка не соответствуют действительности. Хотя объём преподавания русского языка в республике немного меньше, и в разных школах меняется в более широком диапазоне, чем в большинстве регионов, итоговые результаты ЕГЭ по республике чуть выше среднего по России. Это объясняется большим вниманием к изучению русского языка в старших классах и в целом большему вниманию изучению языков в школах национальных республик.
Автор: Наил Гыйлман. май 2015г.