Официальная статистика
о количестве российских школ с обучением на языках России и школ с изучением их
как предмета на федеральном уровне не публикуется с 2003 года. Обрывочные сведения по отдельным
республикам, языкам и годам позволяют говорить, что число их с начала 2000-годов уменьшилось более трёх раз. За пределами республик не осталось национальных школ, многократно снизилось количество школ с изучением языков, и в разы снизились объёмы изучения языков нацменьшинств. Это является следствием дискриминационной политики по отношению к языкам нацменьшинств РФ.
Запрет устанавливать обязательное изучения в школах государственных языков республик, противоречащий положениям Конституции , принципам федерализма и декларируемой российским руководством заботе о сохранении языков и культур народов РФ, грозит окончательным разрушением системы школьного образования на национальных языках, созданной в начале советского периода в 20-30-х годах ХХ века, и возрождённой в 90-х годах.
Предлагаемые федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) варианты учебных планов не являются равноценными, не обеспечивает возможности равного, беспроигрышного выбора для представителей нацменьшинств. Действующие стандарты и нормативные акты в области образования содержат дискриминацию языков нацменьшинств.
Приведу некоторые примеры скрытой и явно дискриминации языков нацменьшинств России в школьном образовании:
Запрет устанавливать обязательное изучения в школах государственных языков республик, противоречащий положениям Конституции , принципам федерализма и декларируемой российским руководством заботе о сохранении языков и культур народов РФ, грозит окончательным разрушением системы школьного образования на национальных языках, созданной в начале советского периода в 20-30-х годах ХХ века, и возрождённой в 90-х годах.
Предлагаемые федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) варианты учебных планов не являются равноценными, не обеспечивает возможности равного, беспроигрышного выбора для представителей нацменьшинств. Действующие стандарты и нормативные акты в области образования содержат дискриминацию языков нацменьшинств.
Приведу некоторые примеры скрытой и явно дискриминации языков нацменьшинств России в школьном образовании:
1. При выборе вариантов с обучением
на национальных языках, (языках коренных нерусских народов РФ), или с
изучением национального языка как предмета, учебная нагрузка больше на 12-14% по сравнению с наиболее
распространённым 1 вариантом учебного плана (за неделю больше на 3 часа в
2-4 классах и на 4 часа в 5-11 классах). Это влечёт необходимость в
шестидневной учебной неделе в соответствии с санитарными нормами. Что
естественно не выгодно ни ученикам, ни родителям, ни большинству учителей и
администрации школ, т.к. все они лишаются одного выходного.
Такая
же учебная нагрузка в школах с углублённым изучением отдельных предметов,
использующих 2 вариант учебного плана ФГОС. Но их доля невелика, в них уровень
подготовки и заинтересованность школьников и их родителей, как правило, гораздо
выше, и учащиеся в них имеют лучшие перспективы для учёбы и карьеры, по сравнению
с другими.
2. Запрет сдачи ЕГЭ и невозможность продолжения
обучения на родном языке в высших и средних специальных учебных заведениях
для представителей нацменьшинств диктует школам необходимость почти полного перехода на русский язык обучения не
позднее 8 класса, даже в национальных школах. Это также усложняет учебу для
школьников выбравших обучение на родных языках, и лишает остальных мотивации
обучения на родных языках.
Т.о.
хотя государство и декларирует возможность обучения на родном языке и его
изучения как предмета, соответствующие варианты учебных планов ФГОС невыгодны
школьникам и их родителям по сравнению с 1-м основным чисто русскоязычным
вариантом учебного плана.
Выбор между русским и родным языком
обучения в существующих условиях воспринимается большинством как выбор между
хорошим знанием родного языка с одной стороны и лучшей подготовкой к сдаче ЕГЭ, к дальнейшей
учёбе и профессиональной карьере при меньшей нагрузке с другой стороны.
Это во многом является причиной низкой популярности национальных школ и слабой
поддержке изучения татарского и других языков РФ со стороны большинства
родителей.
Какие меры необходимы на федеральном уровне для повышения мотивации к изучению национальных языков и культур в школе?
Следует добиваться внесения следующих изменений во ФГОС и другие нормативные акты:
1.
Снижение максимальной учебной нагрузки на 2 часа в неделю в 2-4
классах и на 3 часа в 5-9 классах для
вариантов учебного плана с обучением на национальных языках и их изучением как
предмета, что даст возможность перевести
их на 5-дневную учебную неделю, как и подавляющее большинство школ в России.
2.
Разрешения сдачи ЕГЭ по предметам, кроме экзамена по русскому языку, на
национальных языках с зачётом баллов на общих основаниях.
3. Изменения ФГОСов и значительного увеличения количества вариантов учебных планов. Необходимо сделать их более гибкими. Существующие варианты учебных планов не могут учесть всего многообразия условий
существующих в РФ: национальный состав, доля этнических групп, состояние региональных
языков, законов республик о языках. Так, например, ФГОСы упоминают возможность изучения, но в них не установлен порядок изучения
государственных языков республик, что стало поводом для сильнейшего давления на них с целью отмены их обязательного изучения в
Татарстане, Башкортостане и некоторых других республиках.
В сложившихся условиях снова необходимо требовать возврата национально-регионального компонента образования в федеральные образовательные стандарты. Например,
в обязательную часть учебных планов можно ввести вариативную группу
предметов: государственные языки республик, региональные языки, культура и история народов региона, выбор
предметов и распределение часов по которому будут сами республики,
края, области.
Следует
законодательно закрепить обязательность включения в учебные планы школ любого
региона изучения языков коренных нацменьшинств , если среди жителей района или
поселения их доля превышает 25%, и установить минимум изучения национальных языков 3 часа в неделю.
Это
позволило бы восстановить полноценное изучение национальных языков в школах для детей из нацменьшинств за пределами
республик, которое за последнее десятилетие многократно уменьшилось, а там где осталось чаще всего сведено к 1 часу в неделю в форме факультатива.
Национальная общественность всех народов РФ должна безусловно поддерживать право всех республик устанавливать
обязательное изучение своих государственных языков в школах. При несовпадении родного
национального и республиканского государственного языка приоритет в объемах
изучения должен быть у национального (родного) языка.
Наиболее
опасным моментом для будущего языков нацменьшинств РФ, является сама трактовка
понятия «родной язык». Полное господство русского языка в социальной и
информационной среде, обучение и воспитание на нём в детсаду и школе, привели к
тому, что абсолютное большинство детей и молодёжи знают его лучше своего, даже если
считают родным свой национальный язык. Это позволяет им выбрать в школе родным
языком русский для облегчения учёбы по вышеназванным причинам. Поэтому, если не
повысить привлекательность обучения на национальных языках и их изучения как
предмета число детей изучающих национальные языки будет неуклонно снижаться.
Что недопустимо при изучении национальных языков в школе:
1. Недопустимо изучение
национальных языков в виде факультатива после основных занятий.
2. При разделении детей на классы и
группы по национальному принципу недопустимо чтобы национальные группы имели большую
недельную учебную нагрузку, чем русские
группы.
3.
Недопустим выбор между
родным нерусским языком и дополнительными часами русского языка как родного, чего добивались противники изучения татарского языка в РТ. В этом случае
выбор большинства родителей будет предопределён в пользу русского
из-за беспокойства родителей перспективами дальнейшей учёбы и
профессионального роста.
Взамен обязательного изучения государственных
языков в республиках сейчас предлагают именно такие неприемлимые для нас варианты
обучения, искусственно принижающие статус языков нацменьшинств,
дискриминирующие детей изучающих свои национальные языки.
В условиях монопольного господствующего положения русского языка в РФ, наоборот, необходимы меры делающие выбор вариантов с изучением национальных языков (и обучением на них) в районах компактного проживания нацменьшинств, более привлекательными как для школьников, так и для самих школ, особенно за пределами республик.
В условиях монопольного господствующего положения русского языка в РФ, наоборот, необходимы меры делающие выбор вариантов с изучением национальных языков (и обучением на них) в районах компактного проживания нацменьшинств, более привлекательными как для школьников, так и для самих школ, особенно за пределами республик.
Что нужно сделать на
общественном уровне.
Независимо
от итогов борьбы вокруг преподавания татарского языка в школах Татарстана и в
других республиках, силами национальной общественности народов России, нужно
сделать следующее:
1. Сформировать и предъявить общие, единые
требования по организации обучения на национальных языках РФ.
Часть из них предложена выше.
2. Создать систему ежегодного мониторинга
состояния языков нацменьшинств в школах РФ: числа учащихся обучающихся на национальных языках и изучающих их, количества
школ, учебных часов в них...
Нужно понимать, какие изменения
происходят в текущий период для своевременного информирования
общественности о них, нахождения решений проблем, мобилизации
общественного
мнения для этого.
3. Создать оптимальную модель
национальной образовательной системы. Нужна цель, к которой
мы могли бы стремиться, без чего мы не сможем идти вперёд. Эта модель должна
включать полный цикл образования, включая школьное, дошкольное и высшее. Поволжье
и на Урале, на Северном Кавказе нужны территориальные модели, вплоть до каждой
национальной школы (на каждом региональном языке), которую нужно сохранить или
воссоздать заново.
Отдельные дополнения
об изучении языков.
Сохранить язык в семье?
Руководители Татарстана часто повторяют: язык нужно сохранять в семье. Язык не
может сохраняться в семье, если он не будет полноценно функционировать в
обществе и информационной среде. Общественная среда для детей - прежде всего
школа и детсад, в которых дети проводят времени, не считая сна, больше чем в
семье. Без полноценного изучения языка в школе его сохранение в семье невозможно.
Обязательность изучения языков.
Изучение языка, как и любого предмета
без элементов принуждения невозможно.
Для разных групп учащихся могут быть разные объёмы, разные
программы обучения. Но обязательность, принуждение должны сочетаться с
повышением мотивации и
интереса к предмету. Без этого обучение не будет успешным. Но и
повышение мотивации к изучению языков невозможно без элементов
принуждения с помощью более жёсткой языковой политики для национальных
республик. Например, в национальных республиках необходимо жёсткие
требования знания языка для чиновников в области образования, культуры и
ряде других направлений.
Не надо политизировать языковой
вопрос? В последнее время эту фразу часто можно услышать от
высших чиновников РТ. Вопрос языка,
особенно изучения языка в школе – важнейший политический вопрос для любого
народа, любой национальной автономии. Это постоянно доказывают и российские
СМИ, регулярно обсуждающие вопросы обучения на русском языке в школах
Прибалтики и новый закон об образовании на Украине.
Итоги.
Рассмотренные вопросы, выдвинутые идеи охватывают лишь небольшую часть проблем
сохранения национального образования, полноценного изучения языков России в
школах, что является условием сохранения языков и культур народов и их самих в 21 веке. Эти вопросы требуют
обсуждения, уточнения, дополнения на общественном и экспертном уровне и предъявления единых требований к федеральной власти по защите языков народов РФ.
Наил Гыйлман.
2017г.