О положении национальных языков в российской школе и мерах по их защите.


Официальная статистика о количестве российских школ с обучением на языках России и школ с изучением их как предмета на федеральном уровне не публикуется с 2003 года. Обрывочные сведения по отдельным республикам,  языкам и годам позволяют говорить, что число их с начала 2000-годов уменьшилось более трёх раз. За пределами республик не осталось национальных школ, многократно снизилось количество школ с изучением языков, и в разы снизились объёмы изучения языков нацменьшинств. Это является следствием дискриминационной политики по отношению к языкам нацменьшинств РФ. 
Запрет устанавливать обязательное изучения в школах государственных языков республик, противоречащий положениям Конституции , принципам федерализма  и декларируемой российским руководством заботе о сохранении языков и культур народов РФ,  грозит окончательным разрушением системы школьного образования на национальных языках, созданной в начале советского периода в 20-30-х годах ХХ века, и возрождённой в 90-х годах. 

Предлагаемые федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) варианты учебных планов не являются равноценными, не обеспечивает возможности равного, беспроигрышного выбора для  представителей нацменьшинств. Действующие стандарты и нормативные акты в области образования содержат дискриминацию языков нацменьшинств. 
Приведу некоторые примеры скрытой и явно  дискриминации языков нацменьшинств России в школьном образовании:
1. При выборе вариантов с обучением на национальных языках,  (языках коренных нерусских народов РФ), или с изучением национального языка как предмета, учебная нагрузка больше на 12-14% по сравнению с наиболее распространённым 1 вариантом учебного плана (за неделю больше на 3 часа в 2-4 классах и на 4 часа в 5-11 классах). Это влечёт необходимость в шестидневной учебной неделе в соответствии с санитарными нормами. Что естественно не выгодно ни ученикам, ни родителям, ни большинству учителей и администрации школ, т.к. все они лишаются одного выходного.
Такая же учебная нагрузка в школах с углублённым изучением отдельных предметов, использующих 2 вариант учебного плана ФГОС. Но их доля невелика, в них уровень подготовки и заинтересованность школьников и их родителей, как правило, гораздо выше, и учащиеся в них имеют лучшие перспективы для учёбы и карьеры, по сравнению с другими.
2. Запрет сдачи ЕГЭ  и невозможность продолжения обучения на родном языке в высших и средних специальных учебных заведениях для представителей нацменьшинств диктует школам необходимость почти полного перехода на русский язык обучения не позднее 8 класса, даже в национальных школах. Это также усложняет учебу для школьников выбравших обучение на родных языках, и лишает остальных мотивации обучения на родных языках.
Т.о. хотя государство и декларирует возможность обучения на родном языке и его изучения как предмета, соответствующие варианты учебных планов ФГОС невыгодны школьникам и их родителям по сравнению с 1-м основным чисто русскоязычным вариантом учебного плана.
Выбор между русским и родным языком обучения в существующих условиях воспринимается большинством как выбор между хорошим знанием родного языка с одной стороны и лучшей подготовкой к сдаче ЕГЭ, к дальнейшей учёбе и профессиональной карьере при меньшей нагрузке с другой стороны. Это во многом является причиной низкой популярности национальных школ и слабой поддержке изучения татарского и других языков РФ со стороны большинства родителей.

Какие меры необходимы на федеральном уровне для повышения мотивации к изучению национальных языков и культур в школе? 
Следует добиваться внесения следующих изменений во ФГОС и другие нормативные акты:
1. Снижение максимальной  учебной нагрузки на 2 часа в неделю в 2-4 классах  и на 3 часа в 5-9 классах для вариантов учебного плана с обучением на национальных языках и их изучением как предмета, что даст возможность  перевести их на 5-дневную учебную неделю, как и подавляющее большинство школ в России.
2. Разрешения сдачи ЕГЭ по предметам, кроме экзамена по русскому языку, на национальных языках с зачётом баллов на общих основаниях.
3. Изменения ФГОСов и значительного увеличения количества вариантов учебных планов. Необходимо сделать их более гибкими. Существующие варианты учебных планов не могут учесть всего многообразия условий существующих в РФ: национальный состав, доля этнических групп, состояние региональных языков, законов республик о языках.  Так, например, ФГОСы упоминают возможность изучения, но в них не установлен порядок изучения государственных языков республик, что стало поводом для сильнейшего давления на них с целью отмены их обязательного изучения в Татарстане, Башкортостане и некоторых других республиках. 
В сложившихся условиях снова необходимо требовать возврата национально-регионального компонента образования в федеральные образовательные стандарты. Например, в обязательную часть  учебных планов можно ввести вариативную группу предметов: государственные языки республик, региональные языки, культура и история народов региона, выбор предметов и распределение часов по которому будут сами республики, края, области.
Следует законодательно закрепить обязательность включения в учебные планы школ любого региона изучения языков коренных нацменьшинств , если среди жителей района или поселения их доля превышает 25%, и установить минимум изучения национальных языков 3 часа в неделю.
Это позволило бы восстановить полноценное изучение национальных языков в школах для детей из нацменьшинств за пределами республик, которое за последнее десятилетие многократно уменьшилось, а там где осталось чаще всего сведено к 1 часу в неделю в форме факультатива.
Национальная общественность всех народов РФ должна безусловно поддерживать право всех республик устанавливать обязательное изучение своих государственных языков в школах. При несовпадении родного национального и республиканского государственного языка приоритет в объемах изучения должен быть у национального (родного) языка.
Наиболее опасным моментом для будущего языков нацменьшинств РФ, является сама трактовка понятия «родной язык». Полное господство русского языка в социальной и информационной среде, обучение и воспитание на нём в детсаду и школе, привели к тому, что абсолютное большинство детей и молодёжи знают его лучше своего, даже если считают родным свой национальный язык. Это позволяет им выбрать в школе родным языком русский для облегчения учёбы по вышеназванным причинам. Поэтому, если не повысить привлекательность обучения на национальных языках и их изучения как предмета число детей изучающих национальные языки будет неуклонно снижаться.

Что недопустимо при  изучении национальных языков в школе:
1. Недопустимо изучение национальных языков в виде факультатива после основных занятий.
2. При разделении детей на классы и группы по национальному принципу недопустимо чтобы национальные группы имели большую  недельную учебную нагрузку, чем русские группы.
3. Недопустим выбор  между родным нерусским языком и дополнительными часами русского языка как родного, чего добивались противники изучения татарского языка в РТ. В этом случае выбор большинства родителей будет предопределён в пользу русского из-за беспокойства родителей перспективами дальнейшей учёбы и профессионального роста.
Взамен обязательного изучения государственных языков в республиках сейчас предлагают именно такие неприемлимые для нас варианты обучения, искусственно принижающие статус языков нацменьшинств, дискриминирующие детей изучающих свои национальные языки. 
В условиях монопольного господствующего положения русского языка в РФ, наоборот, необходимы меры делающие выбор вариантов с изучением национальных языков (и обучением на них) в районах компактного проживания нацменьшинств, более привлекательными как для школьников, так и для самих школ, особенно за пределами республик.

Что нужно сделать на общественном уровне.
Независимо от итогов борьбы вокруг преподавания татарского языка в школах Татарстана и в других республиках, силами национальной общественности народов России, нужно сделать следующее:
1. Сформировать и предъявить общие, единые требования по организации обучения на национальных языках РФ. Часть из них предложена выше.
2. Создать систему ежегодного мониторинга состояния языков нацменьшинств в школах РФ: числа учащихся обучающихся на национальных языках и изучающих их, количества школ, учебных часов в них... Нужно понимать, какие изменения происходят в текущий период для своевременного информирования общественности о них, нахождения решений проблем, мобилизации общественного мнения для этого.
3. Создать оптимальную модель национальной образовательной системы. Нужна цель, к которой мы могли бы стремиться, без чего мы не сможем идти вперёд. Эта модель должна включать полный цикл образования, включая школьное, дошкольное и высшее. Поволжье и на Урале, на Северном Кавказе нужны территориальные модели, вплоть до каждой национальной школы (на каждом региональном языке), которую нужно сохранить или воссоздать заново.

Отдельные дополнения об изучении языков.
Сохранить язык в семье? Руководители Татарстана часто повторяют: язык нужно сохранять в семье. Язык не может сохраняться в семье, если он не будет полноценно функционировать в обществе и информационной среде. Общественная среда для детей - прежде всего школа и детсад, в которых дети проводят времени, не считая сна, больше чем в семье. Без полноценного изучения языка в школе его сохранение в семье невозможно.
Обязательность изучения языков. Изучение языка, как и любого предмета без элементов принуждения невозможно.  Для разных групп учащихся могут быть разные объёмы, разные программы обучения. Но обязательность, принуждение должны сочетаться с повышением  мотивации и интереса к предмету. Без этого обучение не будет успешным. Но и повышение мотивации к изучению языков невозможно без элементов принуждения с помощью более жёсткой языковой политики для национальных республик. Например, в национальных республиках необходимо жёсткие требования знания языка для чиновников в области образования, культуры и ряде других направлений.
Не надо политизировать языковой вопрос? В последнее время эту фразу часто можно услышать от высших чиновников РТ. Вопрос языка, особенно изучения языка в школе – важнейший политический вопрос для любого народа, любой национальной автономии. Это постоянно доказывают и российские СМИ, регулярно обсуждающие вопросы обучения на русском языке в школах Прибалтики и новый закон об образовании на Украине.
Итоги. Рассмотренные вопросы, выдвинутые идеи охватывают лишь небольшую часть проблем сохранения национального образования, полноценного изучения языков России в школах, что является условием сохранения языков и культур народов и  их самих в 21 веке. Эти вопросы требуют обсуждения, уточнения, дополнения на общественном и экспертном уровне и предъявления единых требований к федеральной власти по защите языков народов РФ.
Наил Гыйлман.
 2017г.