Прошло ровно полгода, после принятия закона о родных языках, сделавших их изучение добровольным, по выбору родителей. Насколько в Татарстане стали меньше изучать татарский язык , учащиеся, для которых он является родным (или выбравшие татарский, как родной) с осени 2017 года?
Выводы сделаны на основе анализа учебных планов школ одного района Казани и отдельных школ других городов и районов республики.
К началу 2017/2018 учебного года татарский язык изучался как государственный язык всеми республики учащимися в объёме: 1- 5, 7,9 классы – 3 урока, 6 класс – 4 урока, 8 класс – 2 урока и 10-11 класс – 1 урок татарского языка, и татарская литература - 2 урока в неделю с 1 по 11 класс,
Татарский язык изучается только как родной язык
во всех средних школах, параллельно с русским родным. Количество часов
татарского языка и татарской литературы в абсолютном большинстве городских школ, а также в большинстве сельских школах одинаково. Это 2 урока татарского языка и 1 урок татарской литературы
(литературного чтения) в неделю - с 1 по 9 класс, и по 1 уроку – в 10-11
классах. «Русско-татарские школы", в которых несколько лет назад было обучение
на 2-х языках не выделяются на общем фоне. В Казани и других городах только в татарских гимназиях, и только в начальных классах объём
изучения татарского языка заметно выше. И только в мононациональных сёлах, где учатся только дети татар, родной татарский язык изучают почти в прежних объёмах по 4-5 варианту учебного плана.
Изменения, произошедшие с осени 2017 года.
Доля школьников изучающих татарский язык в Татарстане:
В начале 2017/2018 учебного года –
почти 100 %
В 2018/2019 учебном году – около 68% .
Объёмы изучения татарского языка в школах;
В начале 2017/2018 учебного года – около
960 часов татарского языка за 11 лет обучения в большинстве обычных школ, при
сохранении действовавшего тогда учебного плана.
В 2018/2019 учебном году – около 685 уроков татарского языка за 11 лет обучения, для
изучающих татарский язык, как родной, при сохранении действующего учебного
плана.
Итог: снижение на 28-29%.
Объёмы изучения татарской литературы в школах;
В начале 2017/2018 учебного года –
около 750 часов татарской литературы за 11 лет обучения при сохранении
действовавшего тогда учебного плана.
В 2018/2019 учебном году – около 375 уроков татарского языка за 11 лет обучения
при сохранении действующего учебного плана.
Итог: снижение на 50%.
Сравнение объёмов изучения татарского и русского языка.
До 2017/2018 учебного года соотношение татарского и русского языков в
типичной городской школе составляло 960 против 1200. Объём изучения русского языка
в рядовых средних школах составлял – чуть больше 1200 часов, в отдельных школах
Казани – от 1100 до 1950, в среднем чуть больше 1300 часов за 11 лет обучения.
В 2018/2019 учебном году – соотношение
татарского и русского языков в типичной городской школе составляло 685 против 1510-1545.
До осени 2017 года в типичной городской школе татарский изучался в объёме
80% от русского.
Сейчас в типичной городской школе татарский
как родной изучается в объёме 45-47% от
русского языка.
Приведённые цифры актуальны для более
80 % городских и большинства сельских школ со смешанным этническим составом
учащихся.
Дополнительно. Как изучается русский
язык в Татарстане.
Базовая (обязательная) часть примерного
учебного плана ФГОС предусматривает изучение русского языка в следующих
объёмах:
1 вариант ФГОС – 1475 часов за 11
лет;
3-4 вариант - 1443 часов за 11 лет (3 вариант в 1-4 и 4
вариант в 5-11 кл);
4-5 вариант – 1171 часов за 11 лет (4 вариант в 1-4 и 5
вариант в 5-11 кл);
В русских регионах, как правило, в
обычных средних школах учебный план составлялся на основе базовой части 1
варианта, к которому добавляются 35-70
часов (1 урок в неделю 1-2 года) в 10-11 классах. Получается порядка 1510-1545
часов.
В Татарстане учащиеся с родным
татарским изучают русский язык примерно в том же объёме – 1510-1545 часов (
1440 базовых+70-105 дополнительных учебных часов).
А вот выбравшие родной русский язык, с дополнительными 685 часами родного языка изучают его в сумме уже 2195-2230 часов (без учёта русской литературы).
Таким образом, учась в обычной школе и выбрав родной русский язык учащиеся изучают его в сумме (без литературы) на 35-40% больше чем учащиеся обычных школ русских регионов.
А вот выбравшие родной русский язык, с дополнительными 685 часами родного языка изучают его в сумме уже 2195-2230 часов (без учёта русской литературы).
Таким образом, учась в обычной школе и выбрав родной русский язык учащиеся изучают его в сумме (без литературы) на 35-40% больше чем учащиеся обычных школ русских регионов.
Получается, с одной стороны большая
разница, из-за которой, по мнению большинства учащиеся с родным русским
получают преимущество при сдаче ЕГЭ. С
другой стороны перенасыщение учебной программы русским языком – до 11-12 уроков
русского языка и литературы в неделю неэффективно и вызовет скорее отвращение,
чем любовь к предмету.
Поэтому нынешняя ситуация неустойчива,
приведёт к дальнейшим конфликтам вокруг изучения родных языков, уменьшению доли
изучающих и объёмов изучения родных языков, их постепенному вытеснению из школьной
программы, если государство не примет мер стимулирующих их изучение, и не
обеспечит подлинное равноправие языков.
Краткие итоги:
Приблизительные подсчёты показывают, что с с
осени 2017 года:
- общий объём изучения татарского
языка в обычных средних школах Казани и других городов, смешанных по
этническому составу сёл, для изучающих его как родной по действующим учебным
планам уменьшился примерно на 28-29%,
- Объём изучения татарской литературы
уменьшился вдвое или на 50% по сравнению с объёмом по учебным планам которые
действовали в 2017 году до прокурорских проверок.
- Татарский язык как государственный
язык в школах не изучается.
- Школьный компонент учебного плана
(часы распределяемые администрацией школы по согласованию с родителями) на
татарский язык почти не выделяются.
Хотя два урока татарского и один
литературы оставляют надежду на то, что прилежные ученики смогут выучить
базовый язык, а носители языка смогут овладеют им достаточно хорошо, но они
перечёркивают надежды на развитие языка, и его широкое применение в будущем. С двумя уроками
татарского языка в неделю невозможно обучение на нём и возможно его последующее
использование только на бытовом уровне.
Наил Гыйлман. Январь 2019 г.