Две новости начала февраля - из Республики
Саха и Республики Башкортостан , казалось бы, мало связаны между собой. Но они
являются частью системы поэтапного выдавливания национальных языков из
школьного образования, и потому требуют системных мер по их защите.
В Якутске родители борются за
сохранение национальной школы "Айыы кыһата" с обучением на языке
саха, от попыток превращения её в обычную смешанную школу, что разрушит в ней
языковую и культурную среду и сведёт к минимуму эффект от обучения
на родном языке. Шумиха об ущемлении прав русскоязычных учащихся, из-за отказа
принимать их в национальную школу, подхваченный в данном случае федеральными
СМИ – стандартная схема, которая может применяться в любой республике для
лишения школы статуса национальной. Подобные конфликты при открытии новых школ
не раз происходили и в Татарстане. Как правило местные власти отступали и школа
становилась обычной. Из-за того у нас нет, и может не быть новых
современных национальных школ. На каждую вновь построенную национальную школу
найдутся местные жители с «ущемлёнными правами».
В Башкортостане и.о. главы республики
Р. Хабиров заявил о необходимости перехода с шестидневной на пятидневную
учебную неделю в школах республики. Ясно, что этот вопрос касается не только
Башкортостана. С одной стороны это удобно для детей и их родителей. С
другой стороны, это грозит очередным резким уменьшением количества уроков
родного языка. При переходе на пятидневку учебная нагрузка должна
снизится на 3-4 часа в неделю, и в числе первых под сокращение попадут уроки
родного языка.
Летом 2018 года в
СМИ появлялись рабочие варианты новых учебных планов ФГОС ( 3 вариант для 1-4
класса и 4 вариант для 5-9 класса). Согласно ним при пятидневке часы
родного языка и литературы в 1-9 классах сокращаются на треть – с 3
до 2 уроков в неделю (1 урок родного языка и 1 урок родной
литературы), что превращает изучение родного языка в формальность.
Переход на
пятидневку в Башкортостане означает, что подобный вопрос встанет в ближайшие
год в Татарстане и других республиках Поволжья. Насколько мне известно пока
пятидневная учебная неделя - в основном в городских школах Марий Эл, Мордовии,
частично в Чувашии.
Поэтому - это не частные события, а
стандартные способы в первом случае фактической ликвидации национальных школ,
во втором - дальнейшего выдавливания национальных языков из школьного
образования и сведения их изучения к имитации.
В начале февраля произошло ещё два события,
приуроченные официальному началу Международного года языков коренных
народов:
Состоялось первое заседание правления и
попечительского совета Фонда сохранения и изучения родных языков народов России.
Министерство просвещения заявило о начале
разработки концепции изучения и преподавания родных языков.
Создание фонда сохранения и изучения родных
языков народов России было отвлекающим манёвром федеральной власти при принятии
закона об изучении родных языков летом 2018 года. Декоративность фонда
подтвердилась ещё в ноябре, когда был озвучен примерный годовой бюджет фонда на
2019-2021 годы – около 90 млн. руб. в год. Это чуть больше 0,1% расходов на
образование в консолидированном бюджете Татарстана (75 млрд. руб.). Поэтому
фонд будет способен поддерживать лишь небольшие проекты, касающиеся, в
основном, изучения языков коренных малочисленных народов.
А вот, разработку концепции изучения и
преподавания родных языков нельзя оставлять на усмотрение чиновников, без
пристального внимания и воздействия общественности коренных народов РФ.
Во-первых, в Москве, в Министерстве просвещения РФ мало понимают проблемы
изучения родных языков РФ, что хорошо показали выступления представителей
министерства в ВС РФ, при рассмотрении иска Павла Шмакова. Во-вторых, как уже
заявляли в министерстве просвещения – они рассматривают родной язык и
литературу только как культурологический предмет. При таком подходе трудно
рассчитывать , что в министерстве разработают полезный для изучения
родных языков документ.
Демконгресс народов России, другие
национальные организации, общественность должны выработать и предъявить
требования и предложения Министерству просвещения по содержанию концепции, и по
изменениям учебных планов ФГОС. Нужно взаимодействие национальной общественности,
родительских сообществ, глубоко переживающих за судьбу своих родных языков, но
не всегда хорошо понимающих детали работы системы образования, законов, и
специалистов системы образования, придавленных административной системой, и
старающихся лишний раз не высказывать своё мнение.
Мы должны чётко знать, чего мы должны
добиваться от государства для обеспечения полноценного изучения родных языков,
и системы обучения на языках народов РФ.
Вот некоторые из возможных требований по
содержанию учебных программ:
Требование -
установить минимально допустимый объём изучения родного языка в школе:
не менее 3
уроков в неделю с 1 по 9 класс, и не менее 2-х уроков в 10-11 классах (для
3-4-го варианта ФГОС с обучением на русском языке);
для обучающихся на родном языке –
родной язык не менее 5 уроков – с 1 по 7 класс, не менее 3-х – в 8-9, и не
менее 2-х – в 10-11 классах.
Требование -
иностранный язык - не больше родного. Объём изучения иностранного языка не
должен превышать объём родного.
Изучающие родной язык не должны изучать второй
иностранный (кроме школ с углублённым изучением иностранных языков).
Требование для школ с обучением на родном языке: предметы на родном
– не менее 50% учебного времени. Для школ с обучением на родных языках –
предметы с 1 по 11 класс должны изучаться на родном языке не менее 50% учебного
времени.
По официальной статистике в республиках сотни
школ с обучением на родном языке – татарском, чувашском, башкирском, якутском и
некоторых других. На деле в абсолютном большинстве из них всё обучение сводится
к 3-м урокам родного языка вместо двух, и 2 урокам литературы вместо одного в
1-7 классах. Нет реальных цифр - сколько школ, где на родном языке изучается
другие предметы, в каком объёме, до какого класса. И пожалуй главное:
абсолютное большинство школ считающихся национальными - небольшие сельские
школы до 100 учащихся.
Порядка 90% тех, кто через 10-20-30 лет будут
способны писать книжки, статьи на родном языке, т.е. будут способны его как-то
развивать, - сегодня должны учиться в национальных школах; а 90%
тех, кто будет способен прочесть эти книжки, - должны изучать родной
язык хотя бы 3 часа в неделю.
Поэтому
к каждой национальной школе, где сохраняют обучение на родных языках, языковую и культурную среду, мы должны
относиться, как к общему национальному достоянию, и она должна находиться под
пристальным вниманием общественности. Также как и отстаивать каждый час родного языка, в школах, где его ещё изучают...