Родные языки: показная забота и последовательное выдавливание из школы.

Две новости начала февраля - из Республики Саха и Республики Башкортостан , казалось бы, мало связаны между собой. Но они являются частью системы поэтапного выдавливания национальных языков из школьного образования, и потому требуют системных мер по их защите.
 В Якутске родители борются за сохранение национальной школы "Айыы кыһата" с обучением на языке саха, от попыток превращения её в обычную смешанную школу, что разрушит в ней языковую и культурную среду и сведёт к минимуму эффект от  обучения на родном языке. Шумиха об ущемлении прав русскоязычных учащихся, из-за отказа принимать их в национальную школу, подхваченный в данном случае федеральными СМИ – стандартная схема, которая может применяться в любой республике для лишения школы статуса национальной. Подобные конфликты при открытии новых школ не раз происходили и в Татарстане. Как правило местные власти отступали и школа становилась обычной.  Из-за того у нас нет, и может не быть новых современных национальных школ. На каждую вновь построенную национальную школу найдутся местные жители с «ущемлёнными правами».
 В Башкортостане и.о. главы республики Р. Хабиров заявил о необходимости перехода с шестидневной на пятидневную учебную неделю в школах республики. Ясно, что этот вопрос касается не только Башкортостана. С одной стороны это удобно для детей и их родителей. С другой стороны, это грозит очередным резким уменьшением количества уроков родного языка. При переходе  на пятидневку учебная нагрузка должна снизится на 3-4 часа в неделю, и в числе первых под сокращение попадут уроки родного языка.
Летом 2018 года в СМИ  появлялись рабочие варианты новых учебных планов ФГОС ( 3 вариант для 1-4 класса и 4 вариант для 5-9 класса). Согласно ним при пятидневке часы родного языка и литературы в 1-9 классах сокращаются на треть – с  3 до 2 уроков в неделю (1 урок родного языка и 1 урок родной литературы), что превращает изучение родного языка в формальность. 
Переход на пятидневку в Башкортостане означает, что подобный вопрос встанет в ближайшие год в Татарстане и других республиках Поволжья. Насколько мне известно пока пятидневная учебная неделя - в основном в городских школах Марий Эл, Мордовии, частично в Чувашии.

Поэтому - это не частные события, а стандартные способы в первом случае фактической ликвидации национальных школ, во втором - дальнейшего выдавливания национальных языков из школьного образования и сведения  их изучения к имитации.
В начале февраля произошло ещё два события, приуроченные официальному началу Международного года языков коренных народов: 
Состоялось первое заседание правления и попечительского совета Фонда сохранения и изучения родных языков народов России.
Министерство просвещения заявило о начале разработки концепции изучения и преподавания родных языков.
Создание фонда сохранения и изучения родных языков народов России было отвлекающим манёвром федеральной власти при принятии закона об изучении родных языков летом 2018 года. Декоративность фонда подтвердилась ещё в ноябре, когда был озвучен примерный годовой бюджет фонда на 2019-2021 годы – около 90 млн. руб. в год. Это чуть больше 0,1% расходов на образование в консолидированном бюджете Татарстана (75 млрд. руб.). Поэтому фонд будет способен поддерживать лишь небольшие проекты, касающиеся, в основном, изучения языков коренных малочисленных народов.
А вот, разработку концепции изучения и преподавания родных языков нельзя оставлять на усмотрение чиновников, без пристального внимания и воздействия общественности коренных народов РФ. Во-первых, в Москве, в Министерстве просвещения РФ мало понимают проблемы изучения родных языков РФ, что хорошо показали выступления представителей министерства в ВС РФ, при рассмотрении иска Павла Шмакова. Во-вторых, как уже заявляли в министерстве просвещения – они рассматривают родной язык и литературу только как культурологический предмет. При таком подходе трудно рассчитывать , что в министерстве разработают полезный для  изучения родных языков документ.
Демконгресс народов России, другие национальные организации, общественность должны выработать и предъявить требования и предложения Министерству просвещения по содержанию концепции, и по изменениям учебных планов ФГОС. Нужно взаимодействие национальной общественности, родительских сообществ, глубоко переживающих за судьбу своих родных языков, но не всегда хорошо понимающих детали работы системы образования, законов,  и специалистов системы образования, придавленных административной системой, и старающихся лишний раз не высказывать своё мнение. 
Мы должны чётко знать, чего мы должны добиваться от государства для обеспечения полноценного изучения родных языков, и системы обучения на языках народов РФ.
Вот некоторые из возможных требований по содержанию учебных программ:
Требование - установить минимально допустимый объём изучения родного языка в школе: 
не менее 3 уроков в неделю с 1 по 9 класс, и не менее 2-х уроков в 10-11 классах  (для 3-4-го варианта ФГОС с обучением на русском языке);
для  обучающихся на родном языке – родной язык не менее 5 уроков – с 1 по 7 класс, не менее 3-х – в 8-9, и не менее 2-х – в 10-11 классах.
Требование - иностранный язык - не больше родного. Объём изучения иностранного языка не должен превышать объём родного. 
Изучающие родной язык не должны изучать  второй иностранный (кроме школ с углублённым изучением иностранных языков). 
Требование для школ с обучением на родном языке:  предметы на родном – не менее 50% учебного времени. Для школ с обучением на родных языках – предметы с 1 по 11 класс должны изучаться на родном языке не менее 50% учебного времени. 
По официальной статистике в республиках сотни школ с обучением на родном языке – татарском, чувашском, башкирском, якутском и некоторых других. На деле в абсолютном большинстве из них всё обучение сводится к 3-м урокам родного языка вместо двух, и 2 урокам литературы вместо одного в 1-7 классах. Нет реальных цифр - сколько школ, где на родном языке изучается другие предметы, в каком объёме, до какого класса. И пожалуй главное: абсолютное большинство школ считающихся национальными - небольшие сельские школы до 100 учащихся.
Порядка 90% тех, кто через 10-20-30 лет будут способны писать книжки, статьи на родном языке, т.е. будут способны его как-то развивать, - сегодня должны учиться в национальных школах;  а 90% тех,  кто будет способен прочесть эти книжки, - должны изучать родной язык хотя бы 3 часа в неделю.
Поэтому к каждой национальной школе, где сохраняют обучение на родных языках, языковую и культурную среду,  мы должны относиться, как к общему национальному достоянию, и она должна находиться под пристальным вниманием общественности.  Также как и отстаивать каждый час родного языка, в школах, где его ещё изучают...

Наил Гыйлман
12 февраля 2018 г.