НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ РФ
Несмотря на то,
что тема изучения родных языков в школах в последние два года была часто в
центре внимания точной информации на эту тему мало. Поэтому получение точной ситуациис изучениемязыков
народов России в школах в текущий момент, тенденций его изменения сложная
задача.
Так данные о
количестве школ, в которых велось обучение на языках народов России, и
количестве школ в которых языки народов России изучались как предмет, - не публикуется с 2004 года. По отдельным
республикам Поволжья – Татарстан, Башкортостан, Марий Эл подобная информация –
о количестве и доле изучающих языки публиковалась примерно до 2012 года. В начале
2018/2019 учебного года публиковались сведения о количестве и процентной доле по
выбору родных языков родителями школьников по Татарстану, Башкортостану,
Чувашии и Марий Эл. Другим способом изучения ситуации является выборочное
изучение учебных планов школ.
Анализ этих обрывочных
сведений показывает: За последнее несколько лет доля изучающих языки народов
Поволжья в школах и объёмы их изучения снизились примерно в 1,5-2 раза. Вот
некоторые из цифр.
В Марий Эл с
2012 по 2018 годы доля изучающих марийский как родной уменьшилась с 17,6 до
10,5% - в 1,7 раз (это около четверти детей марийской национальности);
В Башкортостане,
с 2011 по 2018 год, доля изучающих
башкирский язык, как родной, уменьшилась с 29 до 16%, татарский - с 15 до 9%,
марийский -с 2 до 1%, чувашский с 1,7 до
0,7; доля обучающихся на башкирском языке уменьшилась в 1,5 раза, на татарском – в 5 раз.
В Татарстане – с
осени 2017 года доля изучающих татарский язык уменьшилась также в 1,5 раза,
количество часов татарского языка для абсолютного большинства городских
школьников (более 80 % от всех школьников) – в 1,7 раз. Если до осени 2017 года
татарский язык в среднем преподавался в объёме 80% от русского, то в начале
2019 – 45-47% от русского языка.
По другим
республикам тенденции изменения проследить сложно. Текущая ситуация по всем
республикам Поволжья получена на основе выборочного исследования учебных планов
школ 6 республик – всего около 300 школ. Выборочное изучение и анализ учебных
планов школ проводился по данным сайтов школ Татарстана, Башкортостана,
Чувашии, Марий Эл, Мордовии и Удмуртии в середине 2018/ 2019 учебного года. Для каждой республике было выбрано от 3 до 7
районов, которые показывают наиболее типичные ситуации с изучением национальных
языков в республике: в столицах республик и крупных городах, в мононациональных
сельских районах, в смешанных по национальному составу районах. В выбранных
районах и школах обучаются примерно от
5% (в Татарстане) до 30 % (в Марий Эл) учащихся республики.
Проблемы
изучения родных языков по результатам исследования:
1.
В большинстве школ республик Поволжья,
кромевсех школ Татарстана, школ сельских районов и селений с доминированием
коренных народов, и татарских и башкирских гимназий, на родной язык выделяется
в 1,5-3 раза меньше часов, чем предусмотрено в примерных учебных планах ФГОС.
2.
В городах Удмуртии, Марий Эл и Мордовии в
абсолютном большинстве школ изучение родных языков фиктивное: - родителей
принуждают к выбору русского языка в качестве родного; родной русский изучается
формально в объёме 0,5-1 урок в
неделю.
3.
В городских школах Марий Эл –изучения марийского
языка, как государственного активно заменяется его формальным изучением в
составе интегрированного курса «История и культура народов Марий Эл и основы марийского
языка»
4.
Значительное снижение объёмов изучения родных
языков происходит при переходе с 6-дневной
на 5-дневную учебную неделю; особенно в младших классах – уменьшение примерно в
1,5 раза(родной язык изучается 2 урока в неделю вместо 3-х при шести).
5.
В школах райцентров, в которых обучается
до половины и более школьников сельских районов, как правило, родные языки
изучаются формально - 1 час в неделю, хотя именно такие школы должны бы быть центрами поддержки для национальных
языков.
6.
В абсолютном большинстве школ с
обучением на родных языках-реального обучения нет, на них изучают лишь родной язык
и литературу.
7.
Большинство школ «с обучением на родных
языках» расположены в небольших селениях, с числом учащихся менее 100 человек, и многие из них в
ближайшие годы могут закрыться из-за снижения числа учащихся
8.
Введение обязательного изучения второго
иностранного языка с 5 класса также
приводит к снижению часов родного языка.
9.
Школы не публикуют сведений о
выборе родных языков, и количестве изучающих
родные языки, иногда сложно даже найти информацию о том, какие родные
языки изучаются в школе.
Уровни
изучения родных языков.
На основе материалов исследования можно выделить
условно пять уровней изучения национальных языков в республиках Поволжья и
Урала:
1.
Фиктивное изучение родных языков.
Администрации школ под разными
предлогами вынуждают родителей
выбрать родным русский язык, и он
изучается дополнительно – 0,5-1 час в
неделю
2.
Формальное изучение родных языков. Возможность выбора родного языка (из 2-3) в школе есть, но на него
выделяется не более 1 часа в неделю, что не даёт возможность его реального
изучения, освоения.
3.
Низкий уровень. Неудовлетворительный
объём изучения – родной язык изучается в объёме 1,5-2,5 часа в неделю.
4.
Удовлетворительный уровень. Минимально
необходимый, удовлетворительныйобъём изучения – родной язык и родная литература
изучается в сумме в объёме 3 часа в неделю. Соответствует 3 /4 (НОО / ООО)
варианту учебного плана ФГОС.
5.
Хороший уровень. Родной язык и родная литература изучается в сумме в
объёме 4-5 часов в неделю. Соответствует
4/5 (НОО / ООО) варианту учебного плана действующих ФГОС.
1 уровень - абсолютное большинство
городских школ Удмуртии, Марий Эл, Мордовии.
2 уровень - большинство городских
школ Уфы и Чебоксар, и многих других городов и райцентров
Башкортостана и Чувашии.
3 уровень - распространён в Чувашии,
Башкортостане, сельских районах Марий Эл, Мордовии, Удмуртии.
4 уровень- большинство школ городов и райцентров Татарстана.
5 уровень - относятся татарские и
башкирские гимназии и сельские школы в районах с доминированием
коренных народов в Татарстане, Башкортостане и Чувашии.
Перечисленные
проблемы есть не только в республиках Поволжья, но и в других национальных
регионах страны.
Кроме них есть и
другие проблемы препятствующие организации полноценного изучения родных языков.
Основная проблема – отсутствие мотивации изучения родных языков школьниками.
Коснёмся некоторых важных моментов, касающихся принятия новых ФГОС НОО и ФГОС
ООО.
Мотивация
к изучению родных языков. Чаще незаинтересованность
большинства школьников в изучении родных языков связывают с их низким статусом
и неприменимостью в дальнейшем обучении, в работе и жизни. Но основным и часто
единственным мотивом к изучению тех или иных предметов у старшеклассников
является сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ.
Важность
предмета для старшеклассников определяется возможностью сдачи экзамена по
предмету. И Родной язык – практически единственный из предметов, который в
проектах новых ФГОС НОО и ФГОС ООО не включен
в число предметов, по которым
проводится промежуточная и итоговая аттестация – ВПР, ОГЭ, соответственноне
будет возможности сдачи и ЕГЭ.
Русский язык,
литература, алгебра и геометрия необходимы для сдачи обязательных ЕГЭ, физика,
информатика, химия, биология, география, история, обществоведение, иностранный
язык – результаты ЕГЭ по ним учитываются при поступлении в ВУЗ по разным
специальностям, физкультура и ОБЖ – поддерживается системой военной
подготовки и ГТО, которая также даёт
дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.
Считанные
выпускники сейчас сдают экзамен по родному языку. Сдача ЕГЭ по родному языку –
чистый альтруизм. Единицы могут выбрать его из идейных соображений.Почему? - Есть 4 ЕГЭ: из них два обязательных –
русский и математика, и два по выбору.
Если выпускник
идёт в технический ВУЗ, то ему нужны физика или математика, или оба предмета.
Родной язык он может выбрать только как дополнительный 5 экзамен, а это –
пытаться сдать 5 экзаменов за 20 дней с практической точки зрения полное
безумие. Аналогичные расклады уже с другими предметами по выбору в гуманитарных
ВУЗах. Соответственно для 80 % выпускников, собирающихся в ВУЗ, сдача ЕГЭ по родному языку становится
невозможным или нежелательным.
Возможность
сдачи ЕГЭ по другим предметам на родном языке,-принципиальное
требование, о которой постоянно говорит общественность коренных народов России.
Возможность сдачи ЕГЭ только на русском языке – прямая и явная дискриминация языков
коренных народов РФ.И в данный момент не так важно насколько система
образования готова к этому и насколько это будет востребована сдача ЕГЭ на
родном языке.
Для
создания мотивации к изучению родных языков необходимо:
1. Включения
Родного языка в число предметов, по
которым проводится итоговая и промежуточная аттестация. Выпускники должны иметь возможность сдавать экзамены по родному языку.
2. Чтобы баллы
ЕГЭ по Родному языку учитывались при
поступлении в ВУЗы (вместо иностранного языка или иного предмета, если
выпускник сдает Родной язык).
3. В случае введения обязательного ЕГЭ по иностранному
языку, возможность его замены экзаменом
по Родному языку. Выпускники школ должны
быть заинтересованы в сдаче экзамена по Родному языку.
Многие виды
деятельности школьников стимулируются дополнительными баллами при поступлении в
ВУЗ – участие в олимпиадах, значок ГТО, общественная активность и т.д. Поэтому вполне справедливо было бы
установление стимулирующих мер при поступлении в ВУЗы, например, за отличное знание родного языка, сдачу ЕГЭ
по Родному языку и т.д.
Статус Родного
языка, как предмета занижается искусственно, но ответственность за это стараются
полностью переложить на детей и их родителей, обвиняя только их в нежелании
детей учить родной язык.
Обучение
на родных языках.Развитие
языка, превращение его в полноценный, современный, конкурентоспособный язык
требует не просто его изучения, а обучения на нём значительной части молодого
поколения, и не только в школах, но и в высших учебных заведениях. Без развития
невозможно и сохранение языка.
В мире есть опыт создания полного цикла образования
(дошкольное – начальное – среднее – высшее) на языках народов численностью
50-60 тысяч человек (в Гренландии и на Фарерских островах).
Для обучения в ВУЗах из языков РФ за последние десятилетия
кроме русского использовался только татарский язык. Есть успешный опыт, до
последних лет сохранялось обучение на уровне отдельных групп. Исходя из
текущего состояния национального образования, обучение в ВУЗах может быть
организовано на татарском, башкирском и якутском языке. В перспективе их число
должно возрасти минимум до 15.Естественно, что в современных условиях обучение
и в школе, и в ВУЗе только на одном национальном языке невозможно, в любом случае часть предметов будут на
русском или других языках. Поэтому говорить о том, что специалисты, получившие
образование на родном языке не будет востребованы неуместно.
Мы коснулись лишь части проблем изучения родных языков и
обучения на родных языках, и мер по их устранению. Без создания полного цикла
образования, без мер по стимулированию учащихся изучающих родные языки и
обучающихся на родных языках невозможно говорить о возможности долговременного
сохранения языкового богатства России.
Гильманов Н.Р.
Комментариев нет:
Отправить комментарий