УЧАЩИХСЯ ПОЛНОСТЬЮ ЛИШАЮТ МОТИВАЦИИ ИЗУЧАТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК.


ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ!
Чиновники Министерства просвещения незаметно для общественности провели «общественное обсуждение» проектов ФГОС. В апреле мы буквально за 5-6 дней до конца узнали о проведения обсуждения проектов ФГОС. В сентябре информация о том, что проводится  окончательное «обсуждения» этих же проектов в соцсети просочилась только после официального завершения обсуждения..  Согласно информации федерального портала проектов нормативно правовых документов https://regulation.gov.ru  документы были опубликованы 3 сентября, а 18 сентября их обсуждение было завершено.
Проекты новых ФГОС начального и общегообразования:
Несмотря игнорирование наших предыдущих требований,  на отсутствие реальных возможностей влиять на принятие ФГОС, мы обязаны ещё раз выразить своё мнение по этим документам. Ещё большее значение будут иметь примерные учебные планы, которые, скорее всего, примут тихо без общественного обсуждения.
В целом ФГОСы- набор требований, оценить  которые не специалистам сложно. Но обращаю внимание, что в проектах ФГОС:
Практически только «родной  язык» и «родная литература» –не включены в число предметов, по которым проводится промежуточнаяиитоговая аттестация: ВПР после 4 класса, ОГЭ после 9 класса.  Значит не будет и возможности сдачи и ЕГЭ по родному языку. Это будет означать, что для администрации школ, учителей, школьников Родной язык имеет наиболее низкий статус из всех предметов, часы родного языка будут урезаться в первую очередь…
УЧАЩИХСЯ ПОЛНОСТЬЮ ЛИШАЮТ МОТИВАЦИИ ИЗУЧАТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК.
Обычно незаинтересованность большинства школьников в изучении родных языков мы связываем с их низким статусом и неприменимостью в дальнейшем обучении, работе и общественной жизни. Но к старшим классам большинство школьников знают, что школьные  знания  им мало приготятсяя в жизни. Основным и часто единственным мотивом к изучению тех или иных предметов у старшеклассников является сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ.
Важность предмета для старшеклассников определяется возможностью сдачи экзамена по предмету. И Родной язык – практически единственный из предметов не включен  в число предметов,  по которым проводится промежуточная и итоговая аттестация – ВПР, ОГЭ ( и ЕГЭ потом).
Русский язык, литература, алгебра и геометрия необходимы для сдачи обязательных ЕГЭ, физика, информатика, химия, биология, география, история, обществоведение, иностранный язык – результаты ЕГЭ по ним учитываются при поступлении в ВУЗ по разным специальностям, физкультура и ОБЖ – поддерживается системой военной подготовки  и ГТО, которая также даёт дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.
Статус Родного языка как школьного предмета определяется в первую очередь системой образования, отношением к нему в системе школьного образованияч. Сейчас он в школе низведён до ненужного, лишнего предмета, который стараются даже не упоминать лишний раз.
В ежегодных отчётах самообследованияшкол, состоящих из десятков страниц, сотен цифр часто даже невозможно найти – какие родные языки изучают в школе.
Считанные выпускники сейчас сдают экзамен по родному языку. Сдача ЕГЭ по родному языку – чистый альтруизм. Единицы могут выбрать его из идейных соображений.Почему?  - Есть 4 ЕГЭ: из них два обязательных – русский и математика, и два по выбору.
Если выпускник идёт в технический ВУЗ, то ему нужны физика или математика, или оба предмета. Родной язык он может выбрать только как дополнительный 5 экзамен, а это – пытаться сдать 5 экзаменов за 20 дней с практической точки зрения полное безумие.
Аналогичные расклады уже с другими предметами по выбору в гуманитарных ВУЗах. Соответственно для 80 % выпускников, собирающихся в ВУЗ,  сдача ЕГЭ по родному языку становится невозможным или нежелательным…
Так, у выпускников достаточно популярено ЕГЭ по Обществознанию. Почему? Считается, что его достаточно легко сдать, и он востребован при поступлении в ВУЗы.
Возможность сдачи ЕГЭ по другим предметам на родном языке – принципиальное требование, о которой мы постоянно говорим... Сдача ЕГЭ только на русском языке – прямая и явная дискриминация коренных народов РФ.  Но с практических соображений сейчас гораздо важнее возможность  сдачи ЕГЭ по Родному языку, как предмету, и повышения его статуса ..
НЕОБХОДИМО:
1. Требовать включения Родного языка  в число предметов,  по  которым проводится итоговая и промежуточная аттестация Выпускники должны иметь возможность сдавать экзамены по родному языку.
2. Требовать, чтобы баллы ЕГЭ по Родному  языку учитывались при поступлении в ВУЗы (вместо иностранного языка или иного предмета, если выпускник сдает Родной язык).
3. В случае  введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку, требовать возможности его замены  экзаменом по Родному языку. Выпускники  школ должны быть заинтересованы в сдаче экзамена по Родному языку.
Два последних  требования  не входят в компетенцию  принимаемых ФГОС НОО и ФГОС ООО, но напрямую связаны с ними. И только стимуляция изучения родных языков на уровне сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ могут значитильно поднять престиж Родного языка , как предмета.
Многие виды деятельности школьников стимулируются дополнительными баллами при поступлении в ВУЗ – участие в олимпиадах, значок ГТО, общественная активность и т.д.. Поэтому вполне справедливо требовать стимулирующих мер при поступлении в ВУЗы, например,  за отличное знание родного языка, сдачу ЕГЭ по Родному языку и т.д.
Статус Родного языка, как предмета занижается искусственно, но ответственность за это чиновники стараются полность переложить на детей и их родителей, обвиняя только их в нежелании детей учить родной язык.
Наил Гыйлман.
26.09.2019.




1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Русофобский совок дерусифицировал Россию, сейчас Россия исправляет эти преступления против русских, и русифицирует страну. Всё делается правильно