ЛИКВИДАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ - ПЕРЕДЕЛ РОССИИ В ИНТЕРЕСАХ ВЛАСТИ.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ РФ ПЕРЕКРАИВАЮТ В ИНТЕРЕСАХ ВЛАСТИ.

В сентябре 2019 года вступили в силу изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».  Они позволяют регионам объединять сельские поселения одного района в муниципальный округ. При создании округов вместо двухуровневой системы местного самоуправления: район – поселение, создаётся одноуровневая система – округ (городской или сельский округ). Таким образом, сёла лишаются органов самоуправления. 
Вступившие в силу изменения узаконивают действия по разрушению местного самоуправления в РФ, начавшиеся в некоторых регионах ещё несколько лет назад. 
Что это значит и насколько задевает интересы простых людей и народов РФ?

Интересы власти.  Это дальнейшая централизация власти на региональном уровне, с целью подстроить административно-территориальное деление РФ под интересы федеральных и региональных чиновников, государственных монополий и близкого к власти бизнеса. Кремлёвская администрация стремиться создать полностью контролируемую сверху донизу вертикаль, на региональном уровне власть стремиться избавиться от контроля органов местного самоуправления. Сельское местное самоуправление  может  мешать планам региональных властей связанными со строительством разных объектов, использованием земли и манипуляциями с ней. Одноуровневую систему местного самоуправления - окружных депутатов - региональной администрации власти будет легче взять под свой контроль, и она практически не будет представлять интересы большинства сельских жителей.
Хотя этот закон устанавливает право, а не обязанность регионов создавать муниципальные округа, велика вероятность проталкивания этого процесса из кремлёвской администрации, и с другой стороны - стремления глав областей, республик и чиновников проявить активность, выслужиться, повысить свой рейтинг перед Кремлём, тем более во многих местах сидят временщики, которых мало волнуют реальные интересы региона.
Демонтаж системы местного самоуправления – один из наиболее вредных и разрушительных  планов власти. К сожалению, эта тема долгое время оставалась в тени, и борьба за сохранение местного самоуправления велась только силами местных активистов в регионах.

Разрушение жизни села. После распада СССР, разрушения  колхозов и совхозов сельское население стало быстро уменьшаться, сельчане были вынуждены переселяться в крупные города или хотя бы в райцентры. Сейчас в большинстве регионов около половины населения живёт в центрах республик и областей, а половина сельских жителей живёт в райцентрах. Например, в Чувашии около 55% населения сейчас живет в Чебоксарах и его пригородах, тогда как 30 лет назад было 44%. Если в Татарстане и Башкортостане уменьшения сельского населения не превышала нескольких %, то в центральных регионах было в среднем 20-30% , а в отдельных районах 50% и более. Укрупнение сельских поселений шло и до этого. С 2009 по 2019 год сельских поселений стало меньше примерно на 2500 (или на 12%).
Сейчас около половины сельчан живут в райцентрах, а большинство оставшихся - в центрах сельских поселений.  Кроме райцентров, только центры сельских поселений ещё держатся на плаву. Находящиеся в них административные и социальные учреждения - сельская администрация, детсад, школа и т.д. обеспечивает несколько десятков рабочих мест для местных жителей, наличие детсада и школы даёт возможность ещё нескольким десяткам молодых семей с детьми оставаться на селе. 
Богатый российский исторический опыт показывает, что потеря административного статуса приводит к упадку городов и сёл. Ликвидация поселения, и лишение села функций центра поселения, как правило, ведёт к закрытию большинства административных и социальных учреждений, быстрому оттоку молодёжи из центров поселений, и быстрому превращению относительно благополучных сёл и деревень в умирающие.
В большинстве регионов ликвидация сельских поселений и создание муниципальных округов способно разрушить то, что осталось от российских сёл после кризисов и реформ последних десятилетий.

Разрушение национальной среды коренных народов.  Небольшие мононациональные сёла и деревни остаются последним оплотом сохранения языков и культур коренных народов России. Только в них, и то не везде, ещё сохраняется  живая языковая среда. Пока они есть, есть надежда, что в перспективе удастся изменить отношение общества и государства к проблеме сохранения языков и затормозить процессы исчезновения языков коренных народов.
В небольших сёлах расположено большинство школ, в которых формально сохраняется обучение на родном языке (в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Якутии), а некоторых республиках (например Удмуртия, Марий Эл) практически только в сёлах и деревнях изучается родной язык.  В школах этих селений обычно обучается не более 100-150 детей. А в школах райцентров даже в республиках родные языки обычно изучаются, как и в городах в минимальном объёме. Большинство национальных сёл и деревень придёт в упадок в случае ликвидации сельских поселений. 
Почти у всех коренных народов доля сельского населения выше, а села и деревни в лучшем состоянии, чем у русских. Соответственно в случае ликвидации поселений они пострадают сильнее.
Ликвидация сельских поселений  ускорит разрушение языковой и культурной среды коренных народов.

Предыстория реформы местного самоуправления. Процесс ликвидации сельских поселений начался в Московской области (МО) в 2014 году после прихода на пост губернатора Андрея Воробьёва, и закончился в первой половине 2019 года. Сейчас районов и сельских поселений в МО нет, есть только города и городские округа. В городские округа были преобразованы районы, в которых не было городов, только посёлки. 
Например, есть городской округ Сергиев Посад, площадью 2027 квадратных километров, в который входит, кроме самого города еще 5 городских поселений и примерно 290 деревень. Есть городской округ Можайск, с территорией больше государства Люксембург – 2627 квадратных километров, населением 70 тысяч человек, в который, кроме Можайска и посёлка Уваровка, входят 356 деревень. Можно ли представить, что такой территорией,  с тремя сотнями деревень, могут управлять городские депутаты и чиновники без сельского самоуправления, и представлять интересы сельчан?
Протесты против ликвидации сельских поселений и создания городских округов в МО мало освещались на федеральном уровне, и мало привлекали внимание московских политиков. Всё же в их результате власть немного изменила первоначальные планы, предусмотрев в законе создание не только городских, но и сельских округов.
Единственный раз ситуация вышла из-под контроля администрации Воробьёва: с главой Серпуховского района Александром Шестуном, который долго боролся против преобразования районов в городские округа. После возбуждения против него судебных исков,  угроз, Шестун в апреле 2018 года на Ютуб записал обращение к Путину, жалуясь на угрозы и давление со стороны ФСБ и областной администрации. Чем это закончилось известно более широко – показательный арест Шестуна 40 вооруженными силовиками в июне 2018 года, Матросская тишина, обвинения в хищениях на сумму 10 миллиардов рублей, длительные голодовки протеста…

Краткие итоги. Демонтаж и федерализма, и местного самоуправления, и демократической выборной системы, замена его жёстко централизованной системой власти корпоративного типа – безумная, авантюрная затея кремлёвской администрации. В результате реформы системы местного самоуправления народ лишится своего представительства в органах власти. В случае масштабной ликвидация поселений, это негативно отразится на жизни миллионов сельчан, и способно окончательно разрушить село. Для коренных народов это дополнительно приведёт к разрушению их национальной языковой и культурной среды.

Мнение эксперта. Корреспондентам газеты «Коммерсант» член Европейского клуба экспертов МСУ Игорь Кокин заявил, что считает, что введение муниципальных округов — попытка «подменить МСУ особыми формами госуправления на уровне квазиокругов». В ст. 12 Конституции РФ, напомнил он “Ъ”, записано, что МСУ осуществляется на уровне поселений: «Нет поселений, нет того местного самоуправления, которое было гарантировано нам Конституцией».

ССЫЛКИ:

Статья автора начала 2019 года о проектах власти по переустройству РФ:

Позиция партии ЯБЛОКО (март 2019 года).

О протестах в Подмосковье (2018 - начало 2019 года).
http://activatica.org/blogs/view/id/6450/title/podmoskove-zhestko-avtoritarno-unichtozhaetsya-mestnoe-samoupravlenie


Наил Гыйлман
03.10.2019 г.

Комментариев нет: