Механизмы языковой дискриминации в российской школе и как с ними бороться.



Часть 1. Добровольность и механизмы дискриминации языков. Постановление Госдумы по законопроекту№ 438863-7"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", об изучении национальных языков в школах, набор красивых фраз, призванных  успокоить общественность.  Но, кроме главного, что изучение родных языков будет добровольным из постановления по итогам первого чтения закона ничего не ясно. О реальных планах Министерства образования РФ мы узнали только через неделю и были крайне возмущены. Предложенные варианты учебных планов с изучением родных языков нельзя считать иначе как попыткой унизить коренные народы России и их языки: 4 урока русского языка, 1 урок родного языка и 3-4 урока иностранных языков в неделю. 

Чтобы понять, чего нужно добиваться в сложившейся ситуации рассмотрим механизмы дискриминации языков коренных народов в системе образования России; и , как эти разрушительные механизмы можно хотя бы частично нейтрализовать.
Добровольность  выбора родных языков сочетается с  неравнозначностью их использования - доминирование русского языка и полное вытеснение национальных языков из общественной сферы;искусственными ограничениями применения национальных языков -невозможностью сдачи ЕГЭ и продолжения  образования на родном языке. В результате возникает прямая и явная дискриминации национальных языков, о которой постоянно говорят представители коренных народов.
Есть и другой косвенный механизм  дискриминации, на который мало обращают внимания, но в разрушении системы национального образования это сыграло, возможно, даже большую роль.
В действующих учебных планах ФГОС,при выборе вариантов с изучением национального языка или обучением на национальных языках,  (языках коренных нерусских народов РФ),  учебная нагрузка больше на 10-14% по сравнению с наиболее распространённым 1 вариантом учебного плана. Учебная нагрузка больше на 3 часа в 2-4 классах, и на 4 часа в 5-11 классах.
Выбор изучения родного языка влечёт необходимость в шестидневной учебной неделе в соответствии с санитарными нормами. Это естественно не выгодно ни ученикам, ни родителям, ни большинству учителей и администрации школ, т.к. все они лишаются одного выходного.
Такая же учебная нагрузка в школах с углублённым изучением отдельных предметов, использующих 2 вариант учебного плана ФГОС. Но доля таких школ невелика, уровень подготовки и заинтересованность школьников и их родителейв них, как правило, гораздо выше, и их учащиеся  имеют лучшие перспективы для учёбы и карьеры, по сравнению с другими.
Предлагаемые федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) варианты учебных планов не являются равноценными, не обеспечивает возможности равного, беспроигрышного выбора для  представителей коренных народов. Действующие стандарты и нормативные акты в области образования содержат дискриминацию языков коренных народов России.
Выбор между русским и родным языком обучения в существующих условиях воспринимается большинством как выбор между хорошим знанием родного языка с одной стороны и лучшей подготовкой к сдаче ЕГЭ, к дальнейшей учёбе и профессиональной карьере при меньшей нагрузке с другой стороны. Это является причиной низкой популярности национальных школ и слабой поддержке изучения татарского и других языков РФ со стороны большинства родителей.
По совокупности добровольный выбор родного языка превращается  в принуждение к выбору русского языка в качестве родного. Вот почему представители общественности коренных народов России продолжают требовать обязательное изучение национальных языков, даже несмотря на мизерность шансов добиться этого.
Татарская элита, немного пометавшись в желании сохранить и своё лицо, и свои кресла, после небольших уступок со стороны кремлёвской администрации успокоилась, выбрав второе, поудобнее усевшись в свои кресла. После ноября 17-го года это было вполне ожидаемо. При этом из некоторых заявлений руководителей они ещё надеются за счёт работы с родителями сохранить высокую долю изучающих татарский язык школьников.
Но в вышеназванных условиях изучение татарского языка и других национальных языков в школах будет  деградировать.
Продолжая отстаивать принципиальную позицию о необходимости обязательного изучения национальных языков в республиках, нужно сосредоточить основные усилия на борьбе зао тмену дискриминационных ограничений применения языков коренных народов в системе образования; и за принятие мер для создания равных условий и возможностей для школьников, изучающих родные языки.


Часть 2. Как создать равные условия для обучения и повысить интерес школьников к изучению  родных языков.
Итак, обучение на родных языках (языках коренных народов России) и изучение их как предмета при действующих учебных планах ФГОС практически неудобно и невыгодно школьникам, их родителям, и школам. По распространённому мнению, школьники, изучающие родные языки, имеют менее привлекательные условия для сдачи экзаменов и продолжения обучения. При этом учебная нагрузка у них заметно больше.
Кроме этого для большинства школьников, родителей, учителей шестидневная учебная неделя ломает нормальный режим работы и отдыха всех членов их семей.
Это ведёт к тому, что школы стараются уйти от вариантов с полноценным изучением национальных языков, переходя на ограниченные и факультативные формы, что является лишь этапом к полному отказу от изучения национальных языков.
Принятия каких мер нужно добиваться, чтобы преодолеть дискриминацию национальных языков в школьном образовании?
Создать равные условия и возможности для школьников.

1.       Одинаковая учебная нагрузка.
Варианты учебных планов ФГОС с изучением национальных языков, и с обучением на национальных языках должны иметь одинаковую учебную нагрузку с 1 базовым учебным планом. Следует уменьшить на два-три часа количество уроков в неделю для 4-5 вариантов ФГОС, что позволит им перейти на 5-дневную учебную неделю. Это выгодно всем: и школьникам, и родителям, и школам, и учителям.
2.       Родной язык и родная литература - не менее 4 уроков в неделю. Установить объём изучения родного языка и родной литературы – не менее 4 уроков в неделю с 1 по 9 класс для 4-го (3-го в начальной школе) варианта с изучением родного языка как предмета).  Для вариантов учебных планов с изучением родных языков отказаться от второго иностранного языка. Первый иностранный изучать не более 2 часов в неделю в 5-11 классах и 1 час во 2-4 классах. 
3.       Обучение на родном языке – от 50% учебного времени. Для 5 (4) варианта ФГОС с обучением на родных языках – предметы с 1 по 11 класс должны изучаться на родном языке не менее 50% учебного времени.
4.       Возможность сдачи ЕГЭ на родном языке. Отменить запрет итоговых школьных экзаменов (ЕГЭ) для учащихся национальных школ на родном языке, на языке обучения, введенный приказом Минобразования РФ №362 в 2008 году. Минимальной мерой чтобы уравнять условия сдачи ЕГЭ выпускниками школ с обучением на родных языках является дублирование тестовых вопросов ЕГЭ на родном языке.
5.       Сдача ЕГЭ по родному языку вместо ЕГЭ по иностранному языку.
Вместо обязательного ЕГЭ по иностранному языку, который вводится с 2022 года, для учащихся изучавших родные языки, ввести ЕГЭ по родному языку. При поступлении в ВУЗы баллы ЕГЭ по родному языку засчитывать на равных условиях с баллами по иностранному языку.
6.       Доступность изучения. Учебные планы 4 (3) с изучением родных языков должны быть доступны во всех школах национальных республик и районов компактного проживания коренных народов России.
7.       Организация дистанционного онлайн обучения. Там где невозможно сформировать полные группы для изучения родных языков, или нет нужных специалистов, организовать онлайн обучение родным языкам. Для учащихся школ работающих по 1 базовому учебному плану предусмотреть возможность дистанционного изучения родного языка вместо второго иностранного.
   Как заинтересовать школы.        
8.      Прямое финансирование изучения родных языков. Средства для финансирования организации и стимулирования изучения родных языков  перечислять школам напрямую из специального фонда, пропорционально числу учеников, изучающих родной язык, и количеству уроков. Эти средства школы смогут расходовать на приобретение оборудования для обучения и зарплату педагогов.
      Повысить престиж школ с обучением на родных языках.      
9.     Продолжение обучения на родном языке. В высших и средних специальных учебных заведениях организовать обучения по наиболее востребованным в регионах специальностям на языках народов России.
10.    Создание системы подготовки к экзаменам и профориентации. На базе ведущих вузов республик организовать бесплатную систему подготовки к выпускным экзаменам, поступлению в ВУЗ и профориентации для школьников, обучающихся на родных языках. Вопрос решаем на уровне регионов. Задача, чтобы выпускники таких школ имели лучшие условия для продолжения обучения в условиях честной конкуренции, а сами школы входили в число лучших, престижных.


Так ли страшен ЕГЭ? Вокруг системы ЕГЭ нагнетается излишний ажиотаж. Система ЕГЭ весьма несовершенна, и, наверное, требует замены. Но сложность сдачи ОГЭ, ЕГЭ сильно преувеличивается. Особенно это касается базовых экзаменов. Кто в этом заинтересован? Нагнетание страха перед ЕГЭ для учителей с одной стороны способ мобилизации школьников, с другой для кого-то это дополнительный заработок, для кого-то и серьёзный бизнес. Проблема ЕГЭ даже не в том, что это плохое средство проверки знаний, а то, что он становится целью обучения.  Начиная с 8-9 класса, всё обучение строится вокруг подготовки к ЕГЭ, а не просто получения знаний.
Когда мы говорим, что стремление лучше сдать русский язык, может привести к массовому отказу от родного языка, это полностью обоснованные опасения. Они основаны на сложившихся стереотипах. Но эти стереотипы надо разрушать. Один из путей этого я упомянул выше.
Перечисленные меры, не заменяют требования установить обязательное изучение государственных языков республик и языков коренных народов России в республиках, и районах их компактного проживания.  А порядок их изучения должен решаться на уровне республик, краёв, областей, исходя из реальных условий, в рамках региональных компонентов учебных планов, как это было до 2008 года.
Перечисленные меры необходимы в любом случае. Их принятие, даже частичное, снизит остроту проблемы, когда обязательность или добровольность изучения родного языка рассматриваются как условие жизни или смерти языка. Причина такой остроты вопроса в Татарстане в том, что власти республики не проводили последовательной языковой политики, старались не замечать почти полного разрушения системы образования на татарском языке и другие негативные процессы, рассчитывая сохранить язык только за счёт всеобщего и обязательного изучения языка в школах. И мало кто думал, что федеральная власть просто возьмёт и переступит через конституционные гарантии равноправия и защиты языков народов России...

Наил Гыйлман. 
июнь 2018. 



ДОПОЛНЕНИЯ.


Каким должен быть учебный план с изучением родного языка.

Как выглядит сейчас 1 базовый учебный план и 4 учебный план ООО ФГОС для 5-9 классов с изучением родного языка.

 Как мы видим учебная нагрузка по 4 варианту ( также по 5 с обучением на родных языках) выше в среднем на 12,5 % (172 против 153 - сумма максимальной учебной нагрузки с 5 по 9 класс)

Какие изменения в учебный план с изучением родных языков предлагает Минобразования (один из вариантов , изменения выделены красным)


И каким он может быть,  (вариант автора для 5-9 классов).


  
 Как мы видим при желании можно выделить 4 часа в неделю на родной язык и литературу, или даже 5 часов в неделю в 5-6 классах за счёт школьного компонента учебного плана.