ЧТО УГРОЖАЕТ СОХРАНЕНИЮ ЭТНИЧЕСКИХ СЁЛ И РАЙОНОВ НАРОДОВ РФ.

Продолжение темы ассимиляции тверских карел и упадка их селений...
Как продолжение темы русификации и ассимиляции тверских карел, упадка и запустения карельских районов Тверской области, рассмотрим  угрозы сохранению национальных селений, и районов, с преобладанием коренных народов, применительно в основном к республикам и областям Поволжья.
Небольшие мононациональные сёла и деревни, отдельные районы с преобладанием коренных народов, остаются последним оплотом языков и этнических культур народов РФ. Только в них, и то не везде, ещё сохраняется  живая языковая среда и традиции. Пока они есть остается возможность сохранения и возрождения языков коренных народов, при условии изменения отношения государства и общества к ним. И эти маленькие национальные территории требуют особого внимания.
Что угрожает существованию национальных сёл и районов?
Национальные районы пустеют из-за отсутствия работы и инвестиций в них. Много примеров, когда районы с преобладанием коренных народов не развивают, обрекают на упадок и запустение, намеренно или же просто из-за наплевательского отношения федеральных и региональных чиновников.
Так демографический прогноз, приведённый в  проекте Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года, принятой в 2019 году, показывает аномальную, или просто быструю депопуляцию нескольких важных для своих народов татарских, чувашских, эрзянских, мокшанских районов в Чувашии, Мордовии, Марий Эл, Ульяновской области. Обычно они удалены от центра республик и областей, в стороне от крупных магистралей, в них нет рабочих мест, в них не вкладывают деньги, и люди вынуждены уезжать на заработки или насовсем.
Приведу статистику и прогнозы депопуляции и упадка некоторых из них:
Старокулаткинский район Ульяновской области - единственный почти чисто татарский район за пределами Татарстана – татар 93%. В районе в 1989 году население было 19,3 тысячи; в 2018 году – 11,6 тысяч; в 2035 году прогнозируется – 5,6 тысяч человек. За 45 лет население района уменьшится почти в 3,5 раза. Это район, где позиции татарской культуры пока ещё сильны. Так на Московском сабантуе это был единственный отдельный татарский район представленный своей «деревней» и творческим коллективом. В районе даже есть местное телевидение, вещающее на татарском языке.
Под угрозой почти полной депопуляции находятся и два самых «чувашских» района. В Красночетайском районе Чувашии (чувашей 97%) в 1993 году было 23,9 тысяч; в 2017 – 14,4 тысячи; в 2035 году прогнозируется 4,97 тысяч жителей. В Яльчикском районе Чувашии (чувашей 97%) – в 1989 году было 28,5 тысяч; в 2035 останется 7,2 тысяч жителей.
Атюрьевский район Мордовии - район с самой высокой долей мокшан - 90%. В 1989 году население района было 15,1 тысяч человек; в 2017 году - 8,3 тысячи ; в 2035 прогнозируется 2,83 тысячи человек. Прогнозируется уменьшение населения в 5,3 раза за 45 лет.
Атяшевский и Большеигнатовский районы Мордовии - входят в число четырех самых "эрзянских" районов– 84,7% и 83,5 % эрзян соответственно. В Атяшевском районе в 1989 году было 27,4 тысячи жителей; в 2017 году -17,5 тысяч; в 2035 прогнозируется – 10 тысяч жителей. 
В Большеигнатовском районе: в 1989 году было 10,7 тысяч жителей; в 2017 - 7 тысяч; в 2035 прогнозируется - 3 тысячи жителей.
Очень быстрая для Марий Эл убыль населения в Горномарийском районе -единственный район горных мари – 87% жителей: в 1989 году было 33,1 тысяч; сейчас – 20 тысяч; в 2035 – прогнозируется 13,8 тысяч жителей.
Табл.1. Депопуляция некоторых почти мононациональных районов
Субъект РФ

Район

Население и прогноз, тыс. чел.
1989г.
2017г.
2025г.
2035г.
Ульяновская обл.
Старокулаткинский
19,3
11,6
9,5
5,6
Чувашия
Красночетайский
23,9
14,4
10,7
5,0
Чувашия
Яльчикский
28,5
17,3
13,3
7,2
Мордовия
Атюрьевский
15,1
8,3
6,1
2,8
Мордовия
Атяшевский
27,7
17,5
14,5
10,0
Мордовия
Большеигнатовский
10,7
7,0
5,4
3,0
Марий Эл
Горномарийский
33,1
22,1
19,1
13,9

В Татарстане, Башкортостане, Удмуртии в целом прогнозируется незначительная убыль населения сельских районов, в основном за счёт роста населения пригородных районов крупных городов. В Марий Эл убыль населения сельских районов прогнозируется на среднем уровне - около 15% в ближайшие 15 лет. В Чувашии и Мордовии прогнозируется быстрое уменьшение населения сельских районов: в Чувашии - примерно на 25%, в Мордовии - более чем на 35% до 2035 года. 
В отличие от центральных областей РФ, в сельских районах республик Поволжья сёла и деревни более крупные, сельских поселений больше и они меньше по размеру и числу жителей, доля населения райцентров меньше. Есть районы, в райцентрах которых проживает всего 15-20% населения района, а средний размер селения 400-500 человек и более. Сельские районы здесь ещё сохраняют свою естественную структуру,
Уничтожение местного самоуправления. В последние годы в российских регионах идёт разрушение системы местного самоуправления. В сентябре 2019 года вступили в силу изменения в закон о местном самоуправлении в РФ. Они позволяют объединять сельские поселения одного района в муниципальный округ. При создании округов вместо двухуровневой системы местного самоуправления: район – поселение, создаётся одноуровневая - городской или сельский округ. Таким образом, сёла лишаются органов местного самоуправления. Формально административное деление может сохраняться, но в сёлах местные жители практически лишаются возможности влиять на решения муниципальной власти. Хотя по закону создавать или нет округа - право региона, но из-за проталкивания этого процесса из Москвы, усердия и стремления выслужиться со стороны региональных властей, процесс создания муниципальных округов быстро продвигается во многих регионах. Власть хочет создать удобную для себя административную систему, легче контролировать выборы муниципальных депутатов, избавиться от многих сельских проблем, спрятав их внутри городских и сельских округов. 
Нередко даже на основе чисто сельских районов создают городские округа. Так например граничащий с Чувашией и Марий Эл, Воротынский район Нижегородской области, бывший когда-то центром земель горных мари, с известным многим райцентром Воротынец (рабочий посёлок, 6 тысяч жителей), стал городским округом Воротынец с территорией 1935 кв. километров и населением 18,5 тысяч человек.
В последние десятилетия шла концентрация сельского населения в райцентрах и центрах поселений. В областях центра РФ, и везде, где сельские районы находятся в упадке до половины и более их жителей живут в райцентрах и посёлках, имеющих чаще статус городских поселений, а значительная часть оставшихся - в сёлах являющимися центрами сельских поселений. Поселения (сельсоветы) за последние десятилетия  многократно укрупнялись.  Как правило, кроме райцентров, только центры сельских поселений ещё держатся на плаву. Находящиеся в них административные и социальные учреждения - сельская администрация, детсад, школа и другие обеспечивает несколько десятков рабочих мест для местных жителей, наличие детсада и школы даёт возможность ещё нескольким десяткам молодых семей с детьми оставаться на селе. В республиках Поволжья и Урала в них ещё есть языковая среда, полноценное изучение родных языков в школах, кое где даже частичное обучение на них.
В большинстве регионов ликвидация сельских поселений и создание муниципальных округов способно разрушить то, что осталось от российских сёл после кризисов и реформ последних десятилетий. Но так как в русских областях центра, запада и севера РФ деревни и сёла давно опустели, наибольший ущерб эти реформы могут нанести республикам и районам проживания коренных народов. Почти у всех коренных народов доля сельского населения выше, а села и деревни в лучшем состоянии. Соответственно в случае ликвидации поселений они пострадают сильнее. Ликвидация сельских поселений может окончательно разрушить остатки национальной языковой и культурной среды коренных народов РФ.
В республиках Поволжья и Урала, кроме Удмуртии, в целом пока стараются сохранить имеющиеся небольшие сельские поселения и сельскую инфраструктуру. В Удмуртии процесс ликвидации местного самоуправления и создания округов в самом разгаре...
Последствия объединения районов, поселений, потери сёлами административного статуса можно показать на примере упомянутого в статье про тверских карел бывшего Толмачёвского района (в 1935-1956 гг. Новокарельского р-на) Тверской области. В начале 1930-х это был карельский национальный район, подчинённый Московскому облисполкому, в котором жило почти 30 тысяч жителей. Сейчас 13 из 19 сельсоветов бывшего района входят в Толмачёвское сельское поселение Лихославльского района.  Село Толмачи считаются неофициальной столицей тверских карел. В поселении на начало 2018 года оставалось 1465 жителей на 56 сел и деревень, около 700 из которых живёт в селе Толмачи. Из бывших центрах сельсоветов только в двух живёт больше 100 человек, в остальных от 0 до 40 жителей.
Названные проблемы и угрозы – с одной стороны это общие проблемы сельских районов РФ. Но когда это касается национальных районов вместе с разрушением сёл разрушаются остатки языковой и культурной среды коренных народов, исчезают местные этнические культуры, диалекты, могут исчезнуть некоторые языки и даже некоторые малочисленные народы. 

Основные источники данных:
1. Википедия. Статьи: Марий Эл; Мордовия, Чувашия; Старокулаткинский райлн; Красночетайский район; Яльчикский район; Атюрьевский район; Атяшевский район. Горномарийский район. Толмачёвское сельское поселение. Другие статьи.   https://ru.wikipedia.org/wiki/..
2. Проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025  года, принятый в 2019 году.  
Наил Гыйлман.
2020 май.
Рис 1. Умирающее село Дады (16 жителей) Атящевский район. Мордовия.


Рис. 2. Бывшая школа. Дады.

Рис 3. Самое обычное и самое известное село Бураново. Удмуртия.

ОНИ И ТЫСЯЧИ ДРУГИХ СЁЛ И ДЕРЕВЕНЬ НУЖДАЮТСЯ В ЗАЩИТЕ ОТ ПОЛИТИКИ РАЗРУШЕНИЯ СЕЛА.


Комментариев нет: