Родные языки в российских школах: сентябрь 2018.



Четверть урока родного языка в неделю – закономерный итог языковой политики государства.
С начала сентября поступает мало новостей о том, что изменилось на местах в изучении национальных  языков  после принятия нового закона, который дает родителям право выбора родного языка. После того как чиновники отрапортовали о количестве выбравших тот или иной язык в качестве родного, наступило затишье. Периодически появляются сообщения о принуждении к выбору русского языка в качестве родного. Руководители и чиновники системы образования национальных республик время от времени повторяют мантры о том, что принятый недавно закон обеспечивает необходимые условия для изучения родных языков.  Большинство простых неравнодушных граждан хочет поверить в это, и что всё не так плохо. В целом общественность, выступавшая против нового закона, находится в состоянии «выученной беспомощности» – мы сделали что смогли, но всё напрасно, закон принят и дальнейшая борьба бесполезна. Лишь немногие  из активистов не унывают и продолжают борьбу за полноценное и обязательное изучение национальных языков.
Продолжает борьбу и неутомимый Павел Шмаков, директор школы-интерната СОлНЦе в Казани. Он единственный из руководителей и специалистов системы образования, оспаривающий добровольность изучения государственных языков республик в судебном порядке, и готовится к очередному суду уже высшей инстанции. В Москве 9 октября в Верховном Суде РФ состоится рассмотрение его иска о признании частично недействующими ФГОС: неуказание на государственные языки республик РФ среди обязательных предметных областей и учебных предметов.
Наши возможности по изменению ситуации с изучением родных языков на данный момент малы, но мы должны посмотреть правде в глаза,  постараться досконально разобраться в ситуации, оценить её последствия, проинформировать об этом как можно больше заинтересованных людей, предложить и активно продвигать  меры способные ослабить разрушительное действие принятого закона.
Любая дальнейшая работа в этом направлении требует хорошего знания ситуации. Но абсолютное большинство специалистов в этой области работают в государственных учреждениях  организациях, полностью зависимы от власти. Информация предоставляемая представителями региональных властей крайне ограничена. Общественность очень нуждается в независимой, общественной системе изучения и анализа состояния изучения национальных языков.
К началу сентября даже в школах ещё не знали как будут изучаться родные языки. К концу сентября ситуация стала проясняться. На сайтах многих городских школ появились учебные планы на 2018/2019 учебный год.
Предлагаемый ниже материал – анализ учебных планов текущего учебного года по некоторым городам Татарстана, Чувашии и  Удмуртии.




Татарский язык в школах Кировского района Казани.
Для анализа ситуации и объёмов изучения татарского языка в Казани были просмотрены  учебные планы 2018/2019 учебного года  школ Кировского района – самого маленького в городе.
Татарский язык изучается только как родной язык во всех средних школах района, параллельно с русским родным. Количество уроков татарского языка и татарской литературы почти во всех школах одинаково. Это 2 урока татарского языка и 1 урок татарской литературы (литературного чтения) в неделю - с 1 по 9 класс, и по 1 уроку – в 10-11 классах. Только в татарских  гимназиях объём изучения татарского языка заметно выше, и то только в начальных классах. Русско-татарские школы не выделяются на общем фоне.
Учебные часы, распределяемые школой на татарский язык почти не выделяются. Татарский язык как государственный язык в школах не изучается. Во всех школах в 2-11 классах - шестидневная учебная неделя, за исключением классов для учащихся с ограничениями по здоровью.
Приблизительные подсчёты показывают: общий объём изучения татарского языка в обычных средних школах, для тех, кто изучает его как родной по действующим учебным планам уменьшился примерно на 26-29%, объём изучения татарской литературы вдвое или на 50% по сравнению с объёмом по учебным планам которые действовали ещё год назад до прокурорских проверок.
Хотя повсеместные два урока татарского и один литературы оставляют надежду на то, что прилежные ученики смогут выучить базовый язык, а носители языка смогут овладеют им достаточно хорошо, но они перечёркивают надежды на развитие языка, и его широкое  применение в будущем. С двумя уроками татарского языка в неделю невозможно обучение на нём и возможно его последующее использование только на бытовом уровне.
Таблица 1. Объёмы изучения татарского языка в школах  Кировского района Казани.



Чувашский язык в школах города Канаш Чувашской Республики.
Для анализа ситуации и объёмов  изучения чувашского языка в школах Чувашии, были просмотрены учебные планы школ города Канаш – третьего по населению в республике. Доля чувашей в городе 53%, русских 31,8%, татар 8,7%. В школах Канаша в качестве родного изучается чувашский и  русский языки.
Для анализа были взяты лишь 5 школ,на сайтах которых на момент просмотра имелись размещённые учебные планы на 2018/2019 учебный год.
Родной язык изучается 1-2 урока в неделю в 1-9 классах. Родная литература упоминается только в 10-11 классах – по 1 уроку в неделю.
Дополнительно в рассмотренных школах чувашский язык изучается как государственный по 1 уроку в неделю с 1 по 8 класс..
Таблица 2. Объёмы изучения чувашского языка в школах Канаша.



Родной язык в школах города Глазов Удмуртской Республики.
Для изучения ситуации с изучением удмуртского языка был выбран Глазов – с наиболее высокой долей удмуртов (33% по переписи 2010 года), среди городов республики. Но оказалось, что удмуртского языка в Глазове почти нет. Это следует из просмотренных учебных планов. Только в 2-х школах в учебных планах упомянут удмуртский язык, и только в 5-11 классах. В остальных упомянут лишь - родной (русский) язык. Объёмы изучения поражают воображение. Это по четверти или по половине урока родного языка и родной литературы в неделю в 1-3 и 5-7 классах. Аналогичные показатели и в отдельных  рассмотренных школах Ижевска.
Удмуртский язык, как государственный ни в одной из рассмотренных школ Глазова и Ижевска не изучается.
Таблица 3. Изучения родного  языка в школах  г. Глазов.





Итоги.  Сами учебные планы школ Удмуртии являются образцом изощрённого издевательства чиновников Минобразования республики над родными языками, в том числе и над русским языком, издевательства над народами и их культурой, над Конституцией РФ.  Как ещё назвать выделение 0,25 часов в неделю на родной язык и рядом 3 часа на иностранный язык и или даже 1 час на курс “Растения Удмуртии” в 5 классе. Это можно считать и издевательством  чиновников над словами их любимого президента  Путина о необходимости сохранения языком России (вне зависимости насколько искренними были его слова).
Учебные планы школ Удмуртии также показывают, что включение  русского языка в число изучаемых в школе родных языков, против чего резко выступали  большинство представителей  общественности коренных нерусских народов РФ – абсолютно никому не нужно. Это было сделано для вытеснения национальных языков.
Сохранение родных языков в числе обязательных предметов, преподносимое депутатами и руководителями Татарстана как главное достижение в обсуждении закона с федеральным центром, легко превращается в фикцию. Также как и сам выбор родного языка. Чиновники от образования с этим прекрасно справляются. Ниже шедевр их творчества в исполнении администрации одной из школ Удмуртии.

Рис.1. Фрагмент учебного плана одной из школ Удмуртии.
 




Пол-урока родного не ограничиваются только Удмуртией. Из просмотренных учебных планов – в некоторых школах Уфы по некоторым классам также фигурируют по пол урока родного языка и литературы. Но там часов родного больше и есть ещё один час государственного башкирского языка.
Народам других  республик, где ситуация с изучением национальных языков пока  лучше, надо помнить, что ситуация в Глазове – это вполне предсказуемый  итог языковой и образовательной политики федеральной власти,  финал к которому ведёт изучение родных языков в школах .
За пределами национальных республик это давно прошли. Яркий пример, - когда-то одна из самых известных татарских школ – Школа №1186 г. Москвы . Сейчас татарский язык в ней изучается 1 урок в неделю –  и только с 1 по 4 класс.
Заверения чиновников о том что закон создаёт необходимые условия для  изучения родных языков обман и самообман. Условия в которые поставлены  национальные языки в школах РФ, ведут к их практически полному выдавливанию из школьного образования. И ситуация в Удмуртии скорее закономерный финал, доведённый чиновниками до абсурда в виде четверти час родного языка в неделю.
Продолжение борьбы вокруг изучения родных языков в школах неизбежно. Результат этой борьбы может быть разным, но он по-прежнему зависит от нас.
Наил Гыйлман.   
сентябрь 2018.