Четверть урока родного
языка в неделю – закономерный итог языковой политики государства.
С начала сентября поступает
мало новостей о том, что изменилось на местах в изучении национальных языков после принятия нового закона, который дает
родителям право выбора родного языка. После того как чиновники отрапортовали о
количестве выбравших тот или иной язык в качестве родного, наступило затишье.
Периодически появляются сообщения о принуждении к выбору русского языка в
качестве родного. Руководители и чиновники системы образования национальных
республик время от времени повторяют мантры о том, что принятый недавно закон
обеспечивает необходимые условия для изучения родных языков. Большинство простых неравнодушных граждан
хочет поверить в это, и что всё не так плохо. В целом общественность,
выступавшая против нового закона, находится в состоянии «выученной
беспомощности» – мы сделали что смогли, но всё напрасно, закон принят и
дальнейшая борьба бесполезна. Лишь немногие из активистов не унывают и продолжают борьбу
за полноценное и обязательное изучение национальных языков.
Продолжает борьбу и
неутомимый Павел Шмаков, директор школы-интерната СОлНЦе в Казани. Он единственный из руководителей и специалистов системы образования, оспаривающий добровольность изучения государственных языков республик
в судебном порядке, и готовится к очередному суду уже высшей инстанции. В
Москве 9 октября в Верховном Суде РФ состоится рассмотрение его иска о
признании частично недействующими ФГОС: неуказание на государственные языки
республик РФ среди обязательных предметных областей и учебных предметов.
Наши возможности по
изменению ситуации с изучением родных языков на данный момент малы,
но мы должны посмотреть правде в глаза, постараться
досконально разобраться в ситуации, оценить её последствия, проинформировать об
этом как можно больше заинтересованных людей, предложить и активно
продвигать меры способные ослабить
разрушительное действие принятого закона.
Любая дальнейшая
работа в этом направлении требует хорошего знания ситуации. Но абсолютное
большинство специалистов в этой области работают в государственных учреждениях организациях, полностью зависимы от власти.
Информация предоставляемая представителями региональных властей крайне ограничена.
Общественность очень нуждается в независимой, общественной системе изучения и
анализа состояния изучения национальных языков.
К началу сентября
даже в школах ещё не знали как будут изучаться родные языки. К концу сентября
ситуация стала проясняться. На сайтах многих городских школ появились учебные
планы на 2018/2019 учебный год.
Предлагаемый ниже
материал – анализ учебных планов текущего учебного года по некоторым городам
Татарстана, Чувашии и Удмуртии.
Для анализа ситуации
и объёмов изучения татарского языка в Казани были просмотрены учебные планы 2018/2019 учебного года школ Кировского района – самого маленького в
городе.
Татарский язык
изучается только как родной язык во всех средних школах района, параллельно с
русским родным. Количество уроков татарского языка и татарской литературы почти
во всех школах одинаково. Это 2 урока татарского языка и 1 урок татарской
литературы (литературного чтения) в неделю - с 1 по 9 класс, и по 1 уроку – в
10-11 классах. Только в татарских гимназиях объём изучения татарского языка
заметно выше, и то только в начальных классах. Русско-татарские школы не
выделяются на общем фоне.
Учебные часы, распределяемые
школой на татарский язык почти не выделяются. Татарский язык как
государственный язык в школах не изучается. Во всех школах в 2-11 классах -
шестидневная учебная неделя, за исключением классов для учащихся с
ограничениями по здоровью.
Приблизительные
подсчёты показывают: общий объём изучения татарского языка в обычных средних
школах, для тех, кто изучает его как родной по действующим учебным планам
уменьшился примерно на 26-29%, объём изучения татарской литературы вдвое или на
50% по сравнению с объёмом по учебным планам которые действовали ещё год назад
до прокурорских проверок.
Хотя повсеместные два
урока татарского и один литературы оставляют надежду на то, что прилежные
ученики смогут выучить базовый язык, а носители языка смогут овладеют им достаточно
хорошо, но они перечёркивают надежды на развитие языка, и его широкое применение в будущем. С двумя уроками
татарского языка в неделю невозможно обучение на нём и возможно его последующее
использование только на бытовом уровне.
Таблица 1. Объёмы
изучения татарского языка в школах
Кировского района Казани.
Чувашский
язык в школах города Канаш Чувашской Республики.
Для анализа ситуации
и объёмов изучения чувашского языка в
школах Чувашии, были просмотрены учебные планы школ города Канаш – третьего по
населению в республике. Доля чувашей в городе 53%, русских 31,8%, татар 8,7%. В
школах Канаша в качестве родного изучается чувашский
и русский языки.
Для анализа были
взяты лишь 5 школ,на сайтах которых на момент просмотра имелись размещённые
учебные планы на 2018/2019 учебный год.
Родной язык изучается
1-2 урока в неделю в 1-9 классах. Родная литература упоминается только в 10-11
классах – по 1 уроку в неделю.
Дополнительно в
рассмотренных школах чувашский язык изучается как государственный по 1 уроку в
неделю с 1 по 8 класс..
Таблица
2. Объёмы изучения чувашского языка в школах Канаша.
Родной
язык в школах города Глазов Удмуртской Республики.
Для изучения ситуации
с изучением удмуртского языка был выбран Глазов – с наиболее высокой долей
удмуртов (33% по переписи 2010 года), среди городов республики. Но оказалось,
что удмуртского языка в Глазове почти нет. Это следует из просмотренных учебных
планов. Только в 2-х школах в учебных планах упомянут удмуртский язык, и только
в 5-11 классах. В остальных упомянут лишь - родной (русский) язык. Объёмы
изучения поражают воображение. Это по четверти или по половине урока родного
языка и родной литературы в неделю в 1-3 и 5-7 классах. Аналогичные показатели
и в отдельных рассмотренных школах Ижевска.
Удмуртский язык, как
государственный ни в одной из рассмотренных школ Глазова и Ижевска не
изучается.
Таблица
3. Изучения родного языка в школах г. Глазов.
Итоги. Сами учебные планы школ Удмуртии являются
образцом изощрённого издевательства чиновников Минобразования республики над
родными языками, в том числе и над русским языком, издевательства над народами
и их культурой, над Конституцией РФ. Как
ещё назвать выделение 0,25 часов в неделю на родной язык и рядом 3 часа на
иностранный язык и или даже 1 час на курс “Растения Удмуртии” в 5 классе. Это
можно считать и издевательством чиновников над словами их любимого президента Путина о необходимости сохранения языком России
(вне зависимости насколько искренними были его слова).
Учебные планы школ
Удмуртии также показывают, что включение русского языка в число изучаемых в школе
родных языков, против чего резко выступали
большинство представителей общественности
коренных нерусских народов РФ – абсолютно никому не нужно. Это было сделано для
вытеснения национальных языков.
Сохранение родных
языков в числе обязательных предметов, преподносимое депутатами и руководителями
Татарстана как главное достижение в обсуждении закона с федеральным центром,
легко превращается в фикцию. Также как и сам выбор родного языка. Чиновники от
образования с этим прекрасно справляются. Ниже
шедевр их творчества в исполнении администрации одной из школ Удмуртии.
Рис.1. Фрагмент учебного плана одной
из школ Удмуртии.
Пол-урока родного не
ограничиваются только Удмуртией. Из просмотренных учебных планов – в некоторых
школах Уфы по некоторым классам также фигурируют по пол урока родного языка и
литературы. Но там часов родного больше и есть ещё один час государственного
башкирского языка.
Народам других республик, где ситуация с изучением
национальных языков пока лучше, надо помнить, что ситуация в Глазове –
это вполне предсказуемый итог языковой и
образовательной политики федеральной власти, финал к которому ведёт изучение родных языков
в школах .
За пределами национальных
республик это давно прошли. Яркий пример, - когда-то одна из самых известных
татарских школ – Школа №1186 г. Москвы . Сейчас татарский язык в ней изучается
1 урок в неделю – и только с 1 по 4
класс.
Заверения чиновников
о том что закон создаёт необходимые условия для
изучения родных языков обман и самообман. Условия в которые
поставлены национальные языки в школах
РФ, ведут к их практически полному выдавливанию из школьного образования. И
ситуация в Удмуртии скорее закономерный финал, доведённый чиновниками до
абсурда в виде четверти час родного языка в неделю.
Продолжение борьбы вокруг изучения родных языков в школах неизбежно. Результат этой борьбы может
быть разным, но он по-прежнему зависит от нас.
Наил
Гыйлман.
сентябрь 2018.
сентябрь 2018.