КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК ДОЛЖЕН ИЗУЧАТЬ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК.

С 2020/2021 учебного года (в некоторых школах с прошлого учебного года), в школах Москвы введен обязательные предметы «Родной язык» и «Родная литература». Как правило родителям не предоставляют возможности выбора, предлагая писать заявление на изучение «Родного (русского) языка», или же родной (русский) язык изучается без подачи заявления. Тем самым нарушается право на свободный выбор родного языка. Действующие нормативы организации изучения родных языков в рамках предмета «Родной язык» не дают реальных шансов на создание групп или классов с изучением других языков России, кроме русского. Подобная ситуация складывается в большинстве регионов РФ. Введение предмета "Родной язык" превращается в навязывание коренным народам РФ русского языка , как родного языка,..  

В декабре от имени родителей и представителей ряда национальных и общественных организаций Москвы было направлено Обращение мэру Москвы и председателю Мосгордумы с требованиями и предложениями по изучению предмета «Родной язык» в школах Москвы». Вопросы, затронутые в обращении касаются не только столицы, и выходят за пределы компетенции правительства Москвы и Мосгордумы. Мы ставили задачу поднять этот вопрос в Москве, донести его до национальной общественности столицы и властей города…

Предложенные меры позволят школьникам разных национальностей изучать свои родные языки в обычных школах в Москве и других регионах с малой долей коренных нерусских народов.

Дистанционное изучение родных языков имеет много недостатков. Законы, нормативные акты, его регулирующие находятся в стадии обсуждения. Из-за стремительного развития дистанционного обучения нельзя ждать их принятия, нужно поддерживать инициативы, предлагать свои решения. В условиях Москвы и многих других регионов для изучения предмета «Родной язык» в большинстве случаев это единственно возможный вариант.

Один урок родного языка в неделю не даёт возможности его полноценного изучения, но может дать базовые знания и привить интерес к родному языку. Реализация в Москве права школьников на изучение в школе родных языков, - языков коренных народов РФ - безусловно повысит статус языков коренных народов.

Выдвинутые предложения требуют уточнений, детализации. Вне зависимости от решений властей, на уровне общественности нужно иметь готовые пошаговые технологии организации изучения родных языков в разных условиях, и нужно продвигать их в обществе. Нужна система, технология изучения родных языков в рамках предметов «Родной язык» и «Родная литература», удовлетворяющую и школы, и школьников и их родителей. 

Ситуация с изучением родных языков в школах требует постоянного контроля со стороны общественности народов РФ и независимого мониторинга...

Ниже приведен текст обращения - основная часть без подписей. 

Текст обращения:

«В соответствии с изменениями в федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ, внесёнными в 2018 года предметы «Родной язык» и «Родная литература» были включены в обязательную часть учебного плана и стали вводиться в школах всех регионов РФ, включая Москву. В 2019/2020 учебном году в Москве изучение предмета «Родной язык» было формальным – на него чаще всего выделялось 0,5 учебных часов в неделю. В 2020/2021 учебном году «Родной язык» и «Родная литература» стали полноценными предметами, преподаются по 1 часу в неделю, появились учебники «Русский родной язык».

В школах Москвы родителям, как правило, предлагают заполнить готовые формы заявления, с фразой такого содержания: «прошу организовать изучение родного языка и родной литературы на родном (русском) языке». Такая форма фактически исключает возможность выбора иного родного языка, кроме русского, нарушая принцип свободного выбора родного языка, и противоречит самой идее введения предмета «Родной язык».

По статье 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка, как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования».

Основным препятствием для организации изучения родных языков коренных народов России в школах Москвы и других регионов за пределами национальных республик, является то, что в рамках одной школы по существующим нормативам практически невозможно собрать класс или группу для изучения иного родного языка кроме русского.  Другое препятствие – недостаток или отсутствие специалистов по языкам народов России.

Ссылка на отсутствие возможностей у школ и ведомств, занимающихся вопросами образования, не может лишить наших детей права на изучение своих родных языков в системе государственного образования. Стремительное развитие технологий дистанционного обучения в 2020 году и превращение его в полноправную форму обучения позволяет решить эту проблему.

Насколько нам известно, это решение уже обсуждается в органах законодательной власти России. В сентябре 2020 года в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре предложена и обсуждается законодательная инициатива о том, что «Право на изучение родного языка должно быть у школьника независимо от места проживания». Для этого предлагается использовать технологии дистанционного обучения.

На основании вышеизложенного для обучения школьников 1-9 классов в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» предлагаем следующее:

1. Обеспечить приём, регистрацию, рассмотрение заявлений родителей на изучение их детьми любого родного языка из числа языков народов России. Формальный подход к приёму заявлений от родителей, при котором выбор иного родного языка, кроме русского, не предусмотрен, считаем недопустимым.

2. Для упрощения подачи заявлений родителей организовать их приём и регистрацию через портал госуслуг и Официальный сайт Мэра Москвы mos.ru, путём создания соответствующих вкладок на портале.

3. Формирование учебных групп для очного обучения осуществлять на базе как одной, так и близлежащих школ. При невозможности создания таких групп использовать технологии дистанционного обучения. Выбор очной и дистанционной формы обучения производится с учетом пожеланий родителей.

4. Для организации и ведения дистанционного обучения школьников по предметам «Родной язык» и «Родная литература» предлагаем создать в Москве Центр изучения языков народов России с привлечением специалистов из Москвы и национальных республик, а также подготовить техническую базу для обучения в школах.

5. Разрешить школьникам получать знания по предметам «Родной язык» и «Родная литература» в других образовательных организациях, в очной и дистанционной форме, с зачётом результатов обучения, согласно п.7 статьи 34 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и приказа Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ № 845/369 от 30.07.2020 г.

Реализация подобных мер в Москве будет способствовать созданию атмосферы уважения и интереса к языкам народов России, сохранению языков, послужит примером для других регионов страны. Надеемся на то, что совместными усилиями руководства города, департамента образования и науки, экспертов в области образования, общественности и всех заинтересованных сторон будут выработаны и осуществлены все необходимые меры для решения данной проблемы!"

Наил Гыйлман.

Январь 2021г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

        Хотелось бы узнать мнение экспертов, хорошо знающие школьную систему:

Как организовать изучение предмета «Родной язык» для школ где по существующим нормам невозможно сформировать группы по изучению родных языков, кроме русского?

Как реализовать дистанционное изучение предметов «Родной язык» и «Родная литература»? Есть ли практика такого обучения в школах России (не считая дистанционного обучения последних месяцев)?  

Отдельные мысли: дистанционное изучение «Родного языка» может быть в школе или дома. Если в школе, то потребуется оборудованный кабинет и формирование отдельной многонациональной группы учащихся. Если изучать родной язык дома - через домашний компьютер – то желательно, чтобы урок родного языка был первым или последним. Чисто дистанционное обучение неинтересно и неэффективно, поэтому нужны какие-то очные занятия или внеурочные встречи. Например- 1 раз в месяц.

Как должны быть организованы центры дистанционного обучения (центры изучения языков народов России)? Как я думаю, часть их специалистов может быть местными, а часть работать дистанционно.

Есть вариант зачёта обучения, который предназначен в основном для школьников, дополнительно занимающихся в музыкальных и спортивных школах. – Занятия в музыкальных и спортшколах, засчитываются за уроки музыки и физкультуры.

Что нужно, чтобы вариант зачёта обучения использовать для изучения предмета «Родной язык»?

Если использовать систему зачёта обучения, то учебный курс родного языка должен включать в себя основные темы школьного курса и должна быть организована система проверки знаний для школьных оценок по предмету «Родной язык» и «Родная литература». Это можно сделать через центр дистанционного обучения.

Хочу отдельно обратить внимание: есть варианты изучения школьниками родного языка в рамках дополнительного образования, даже в школах. Но при этом школьникам придётся изучать «Русский родной язык», как обязательный предмет. Что для нас неприемлимо.

Дополнительный вопрос: сколько учеников должно быть в группе по изучению родного, для большего охвата учащихся в местах компактного проживания народов РФ? Как реализуется сейчас деление на группы?

Ответы на эти и другие вопросы хотелось бы получить от людей, хорошо знающих систему школьного образования. Вне зависимости от текущей ситуации и возможностей нужно создавать детальные технологии организации изучения предметов «Родной язык» и «Родная литература» для групп от 1 человека. 


Комментариев нет: