Июльское заявление В. Путина
о недопустимости принудительного изучения национальных языков в республиках идёт
вразрез с принципами федерализма, и «правом на сохранение родного языка,
создание условий для его изучения и развития», записанным в
Конституции РФ, противоречит декларируемой государством национальной политике,
направленной на сохранение, поддержку языков и культур народов РФ.
Попытка фактического
запрета обязательного изучения национальных языков в республиках лишает их
единственного действенного, хотя и не особо
эффективного инструмента сохранения своих языков. Практически ни один предмет в
школе не изучается добровольно. Есть только возможность выбора профиля обучения
в 10-11 классах. Таким образом, при
добровольном изучении татарский, башкирский, чувашский и другие языки, как
учебный предмет, по статусу становится ниже порядка 15-20 предметов изучаемых в
школе обязательно. Говоря финансовыми терминами – приобретает «мусорный
рейтинг». В условиях многонациональности в городах и абсолютного доминирования
русского языка в общественной сфере и СМИ это приведёт к дальнейшей деградации
языков нацменьшинств и их постепенному исчезновению. Этого мы не можем
допустить.
За последние 10 лет в
результате реформ и оптимизаций, восстановленная в 90-х, система образования на
национальных языках была почти разрушена. Сильнее всего пострадали татарские
школы, т.к. более половины из них находились за пределами РТ. По некоторым
оценкам число школ с татарским языком обучения снизилось в 3 раза, реально
полноценных татарских школ остались единицы. Абсолютное
большинство из них потеряло национальный статус, а в оставшихся - изучение
татарского языка сведено к факультативному уровню. Так в самой известной
татарской школе 1186 в Москве татарский язык как предмет изучается лишь в 1-4
классах 1 урок в неделю. Таковы перспективы всей национальной школы если
языковая политика пойдёт тем же курсом.
Противники татарского
языка несколько лет утверждают: что русский язык в Татарстане изучается мало и
плохо; и в этом виноваты уроки татарского, который изучается больше чем
русский, но который невозможно выучить, потому что плохие учебники и методики,
а высокие баллы ЕГЭ по русскому – заслуга родителей, тратящих деньги на
репетиторов.
Оценим ещё раз эти
утверждения, рассмотрев учебные планы школ РТ и других регионов и примерно
сосчитав часы уделяемые на изучение русского и татарского языков, сравнив их с
требованиями ФГОС.
Почему
в Татарстане высокие баллы ЕГЭ по русскому?
Почему
баллы ЕГЭ по русскому языку в Татарстане одни из лучших в РФ?
Противники обязательности татарского языка утверждают, что это благодаря репетиторам,
а не школе. Но родители во всех регионах нанимают репетиторов, и даже это ещё
не гарантирует хороший результат на экзаменах.
На деле высокие
результаты ЕГЭ по русскому в РТ вполне логичны. Если брать учебную программу
8-11 классов, в Татарстане часов русского языка не меньше, чем в Москве, а
внимание ему уже несколько лет уделяется больше, т.к. этот вопрос приобрёл
политическую окраску. Всё обучение в 9-11 классах построено в основном вокруг
сдачи сначала ОГЭ, потом ЕГЭ. Учеников натаскивают на сдачу экзаменов, и
результаты ЕГЭ по русскому несколько лет растут и в Татарстане и в целом по
России. А других критериев оценки знаний, полученных в школе, кроме результатов
ЕГЭ и ОГЭ нет. Все разговоры о недостаточном объёме и низком качестве изучения
русского языка в школах Татарстана основаны на субъективных мнениях и
бездоказательны. Неконкурентоспособность выпускников из Татарстана при
поступлении в московские вузы является выдумкой авторов.
Конфликт вокруг
обязательного изучения татарского языка уже несколько лет раскручивался на базе
абсолютно недостоверных данных об изучении русского языка в Татарстане. В
агитации против татарского языка используются следующие манипуляции с данными:
количество часов русского занижается почти в 2 раза - с 1100-1500 до 700, к
часам татарского языка прибавляют часы татарской литературы и сравнивают их с часами
русского языка без литературы, утверждая, что часов татарского в республике
больше. Посмотрим, что на деле:
Что
требуют ФГОС?
Федеральные
государственные образовательные программы (ФГОС) предлагают примерные учебные
планы для начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и
среднего общего образования(10-11классы).
Для 5-9 и 10-11 классов
нормативы изучения русского языка общие для всех 5 вариантов примерного учебного
плана. Для начальных классов предусмотрены 4 варианта примерного учебного плана: 1 и 2 –
для школ в которых обучение ведётся на русском языке, 3 - обучение ведётся на
русском языке, но как предмет изучается один из национальных языков, 4 – обучение ведётся на родном (нерусском) языке, а
также образовательных организаций республик Российской Федерации, в которых
законодательно установлен, наряду с государственным языком Российской
Федерации, государственный язык республики. Для 4 варианта русский язык и
литература и родной язык и литература в 1-4 классах должны изучаться в равном
объёме.
В
«русских» регионах, как правило, в обычных школах учебный план составляется на
основе 1 варианта, к которому добавляется 35-70 часов в 10-11 классах. Получается
порядка 1510-1545 часов. В школах с углублённым изучением иностранных языков и некоторых
иных профильных школах учебный план школ
составляется на основе 2 варианта, к которому добавляется те же 35-70 часов в 10-11 классах и
получается 1375-1410 часов. А в среднем по
данным 10 школ Москвы в 2015/2016 учебном году
получилось 1467 часов русского языка за 11 лет обучения.
Объёмы изучения русского языка в
Татарстане.
В Татарстане за основу взят вариант для национальных
школ, к которому обычно добавляется по 1 уроку в неделю в 2-3 и 10-11 классах,
и уменьшаются на 1 час в 5-7 классах. В результате при 3 уроках в 1,4,7-9
классах и 4 уроках в 2-3, 5-6 классах и 2 уроках в 10-11 классах получается
примерно 1203 часа.
Но
выделяя русскому языку учебные часы, распределяемые самим учебным заведением,
любая школа может увеличить объём его изучения на 100-200 часов и более.
Поэтому, в Татарстане есть школы, в которых количество часов русского языка
значительно превосходит московские уровни и
доходит в отдельных профильных классах до 1790 (гимназия 125 Казани) и
даже 1960 (СОШ 151 Казани). А в среднем в Казани получается более 1300 часов
русского за весь период обучения при сохранении действующего учебного плана.
Это примерно 90% от среднего по Москве. По данным 10 школ Казани в 2015/2016
учебном году получилось 1330 часов
русского языка за 11 лет обучения.
Как
мы видим разница объёме изучения русского языка в Татарстане и других регионах в
среднем порядка 10-12%, а не 41,7% как несколько лет утверждал М.Щеглов (700
против 1200). Также средний объём изучения русского языка в Татарстане (учебных
часов) лишь на 1-3% меньше минимального объёма его изучения по ФГОС по 2
варианту учебного плана для «русских» регионов, и заметно выше минимального
объёма для национальных школ. Причём в 8-11 классах этой разницы нет.
Соотношение изучения русского и
татарского языка в школах РТ.
Противники татарского языка утверждают, что
татарский язык в Татарстане изучается по 5-6 уроков в неделю, а русский по 3
урока. Это является вымыслом. А получается это у них за счёт того, что к урокам
татарского языка прибавляют уроки литературного чтения, а к урокам русского – нет.
Суммарно в 1-4 классах (по 4 варианту уч. плана ФГОС) обязательных часов и
русского и литературы одинаковое кол-во с татарским и литературой. В 5-7 классах
русской литературы 2 урока, татарской 1-2 урока в неделю, В 10-11 русской
литературы – по 3 урока, татарской – по 1, в некоторых – по 2 урока.
При
одинаковых базовых часах русского и
татарского языка, за счёт дополнительных часов русского получается в среднем
больше на 20-30%. Объём изучения татарского языка даже в татарских гимназиях не
превышает 1100 часов.
Многие
говорят, что русскоязычные дети не могут выучить татарский из-за плохих
учебников или плохих методик его изучения. И на уровне
правительства ставятся задачи по их улучшению.
Это отговорки, отвлекающие
от реальных проблем. Из опыта самостоятельных занятий со своими детьми татарским
по учебникам, и помощи им с русским
языком, могу сказать: - Учебники татарского языка как минимум не хуже учебников
русского. Например, в Москве учительница сына по русскому языку говорила не
брать имеющийся учебник для 10-11 классов, так он плохой, и занималась с
учениками только по рабочей тетради к учебнику. В то же время дети, знающие
татарский язык на базовом уровне, с минимальным участием «учителя» могут
заниматься по учебникам татарского языка для школ с русским языком обучения. Неспособность
обучить детей в школе языку на разговорном уровне, и слишком большое внимание к
грамматике - проблема изучения любых языков, а не только татарского.
Разница в том, что почти
все учащиеся и их родители, достаточно хорошо знают русский язык. Хорошо
разговаривают на русском даже большинство детей мигрантов идущих в школу, не
ходивших в детсад, но выросших в русскоязычной среде. И все красивые слова о
его особой роли русского языка для России бессмысленны: его знают практически
все потому, что он доминирует в обществе и информационной среде. Его серьёзно
изучают, все, кто хочет получить достойное образование.
В принципе, большинство
понимает, что невозможно выучить любой язык на уровне разговорного, без
языковой среды, и без внутренней мотивации.
Несмотря на принятые
законы и решения в Татарстане так и не удалось добиться широкого использования
татарского языка в общественной сфере, и конкурентоспособности татарских СМИ.
Неэффективность обязательного изучения татарского языка, - прежде всего провалы
республиканской языковой политики в РТ, а не недостатки учебников и методик.
Татарский
язык в школах Татарстана должен остаться обязательным.
Возможные компромиссы – уменьшение
объёма его изучения для учащихся не татарской национальности, не должны затрагивать
интересы татарского языка.
Борясь против
убийственной для языков нацменьшинств политики федеральной власти, нужно понимать, что единственно возможный путь: -поднять
всеми возможными способами статус языка, сделать его востребованным и
интересным. Два важнейших направления для этого: создание полного цикла
образования во всех основных областях знаний на родных языках, и создание,
удовлетворяющей всем потребностям современных людей, информационной среды:
телевидения, радио, печатных изданий, сетевых ресурсов и т.д. Причём вторую задачу невозможна
решить без первой.
Наил Гыйлман.
Сентябрь 2017.