16.05.2018

Сколько же реально в России коренных народов и их языков?

Согласно результатам Переписи населения 2010 года в России учтены 194 народа и народности. Но если внимательно изучить их список окажется, что народы зарубежных стран составляют более 40% списка (около 82) . Несколько из них являются частично коренными народами, исторически жившими в некоторых районах РФ: украинцы, казахи, азербайджанцы, финны, эскимосы. Абсолютное же большинство из этих 82 - некоренные народы, почти за каждым из которых стоят поддерживающие их языки и культуры независимые государства. Только народы Грузии занимают 6 позиций в национальном составе РФ – сами грузины и народности в их составе: сваны, мегрелы, лазы, аджарцы и ингилойцы….
   Читать полностью: Языковая арифметика.

10.10.2017

Испания: милли басмалар .



Испания белән Русия дәүләт теле куллану дәрәҗәсе буенча охшаш. Русиядә бүгенге көндә 90% чамасы рус телендә генә сөйләшсә, Испанидә 85 % чамасы испан телендә сөйләшә. Ләкин  шуның белән охшашлык бетә. Мәсәлән, Русиядә китапларның 97% чамасы рус телендә, 2% артык чит ил телләрендә һәм 0,9% гына милли азчылыклар телләрендә басылса. Испаниядә испан телендә 2015 елда 75%  китап  чыккан, 15%  - милли азчылыклар телләрендә (шул исәптән 10% артык – каталан телендә), 10% - чит ил телләрендә.

Татарский язык в школах Татарстана должен остаться обязательным.



Июльское заявление В. Путина о запрете обязательного изучения национальных языков в республиках идёт вразрез с принципами федерализма, и «правом на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», записанным в Конституции РФ, противоречит декларируемой государством национальной политике. Это лишает их единственного действенного, инструмента сохранения своих языков. Практически ни один предмет в школе не изучается добровольно.При добровольном изучении татарский, башкирский, чувашский и другие языки, по статусу становится ниже порядка 15-20 предметов изучаемых в школе. Это приведёт к дальнейшей деградации языков. Этого мы не можем допустить.

Ещё раз об объёме и  соотношении русского и татарского языка в школах РТ. 

Русский и татарский в школах: немного арифметики.


Минск мәчете һәм Беларусь татарларының тарихи урыннары.

Минск татарларының 16 нчы гасырдан 19 гасыр ахырына кадәр агачтан ясалган мәчетбулган. 1902 елда анда 32 метрлы манаралы яңа таш мәчет ачылган булган. Ул 1949 елда ябыла, Минск мөселманнарының  Сталинисеменә мәрәҗәгать язу да булышмаган. 1962 елда мәчет бинасы бөтенләй җимерелә.  Татар зиратын (мазарын)җимереп 70-нче елларда аның урыннда сквер ясаганнар. Ул скверда берничә ярым җимерелгән кабер ташы сакланып калган. 

 

Тулысынча укырга: 

Минск мәчете һәм Беларусь татарларының тарихи урыннары.

30.06.2017

Европейские языки развивались на базе древнетюркского...



Недавно опубликован сайт “ТЮРКСКАЯ МАТРИЦА. Кибернетическая этимология и не только “. В нем автор предлагает свою теорию происхождения и логического развития  языков.  Его важнейшая идея: большинство современных европейских языков, многие языки Северной и Восточной Азии и языки коренных народов Америки развивались  на базе древнего тюркского языка. Большинство базовых слов этих языков можно расшифровать с помошью современных тюркских языков. Представляя свою теорию развития языков автор показывает несовершенство современной исторической науки и теорий, связанных с происхождением народов мира.

25.04.2017

Татар университеты булдыру – хыялыбыз, максатыбыз, бурычыбыз...



Татар университеты кирәклеге турында милли җәмәгатчелек еш искә ала. Ләкин ул нинди булырга тиеш, ничек аны булдырырга? Бу сорауларга без җавап бирергә әзерме? Татар университетын, аның структурасын, булдыру һәм үсеш юлларын күз алдыбызга китереп, аның кирәклеген, файдасын һәрберсенә  аңлатырга әзер булсак, университет һичшиксез булачак.  

Татар университеты булдыру – хыялыбыз, максатыбыз, бурычыбыз...